Интересное

Вот такое кино: как российские стриминговые сервисы работают в новых условиях

5 минут
Поделиться в соцсетях
Вот такое кино: как российские стриминговые сервисы работают в новых условиях

Основной вызов для онлайн-кинотеатров — доступ к зарубежному контенту. Кроме того, между площадками серьёзная конкуренция: игроков много, а пользователи в среднем имеют две платные подписки. Поэтому онлайн-кинотеатрам приходится постоянно думать, чем привлечь зрителей. Как стриминговые сервисы перестраивают бизнес-модель и в чём ищут точки роста?

2 подписки

в среднем имеют пользователи

Как онлайн-кинотеатры зарабатывают

Рассмотрим основные источники доходов.

Доходы от рекламы. В этом случае контент доступен пользователю бесплатно, но фильм будет часто прерываться рекламными роликами. Режиссёр и продюсер Константин Кутуев не отрицает право такой модели на существование, так как часть аудитории до сих пор не готова платить за развлекательный онлайн-контент.

Подписка. Это самая выгодная бизнес-модель и для пользователей, и для онлайн-кинотеатров, считает Кутуев. Она позволяет зрителям получать быстрый доступ к качественному контенту за умеренные деньги.

Аренда контента на определённое время или количество просмотров. Это как видеопрокат, только без кассет и дисков. Зритель платит за фильм, который арендует, например, на 48 часов. Ему открывают доступ строго на этот период.

Продажа каждого фильма по отдельности. Зритель выбирает, что хочет посмотреть, платит за кино или сериал и получает к нему неограниченный доступ.

Собственное производство. «Звоните ДиКаприо!», «Домашний арест», «Перевал Дятлова», «Эпидемия», «Игра на выживание», «ЮЗЗЗ», «Капельник» — эти сериалы созданы видеосервисом Premier. «Содержанки» — детище Start, а Happy End и «Чики» произведены more.tv. Kion и вовсе даёт зрителям право выбора: платформа снимает некоторые проекты сразу в двух форматах: их можно смотреть в виде полнометражного фильма или как сериал, разбитый на 15-минутные серии, с законченным драматургическим актом в каждой. Так сняты, например, «Подслушано», «Афера» и «Отец Сергий».

На 48 часов

обычно арендуют фильм в онлайн-кинотеатре

Екатерина Быковская,

руководитель отдела

маркетинговых исследований

онлайн-кинотеатра Okko:

Екатерина Быковская,

руководитель отдела маркетинговых

исследований онлайн-кинотеатра Okko:

Okko взял курс на производство оригинального контента несколькими годами ранее, и текущие изменения на рынке ещё раз подтвердили правильность этой стратегии. Собственный оригинальный контент — ключевой инструмент привлечения аудитории, позволяющий планировать маркетинговые активности достаточно независимо от возможности выкладывать зарубежные новинки.

Кутуев считает, что выгоднее всего производить сериалы. Они увеличивают вовлечённость зрителей, которые ждут продолжения, обсуждают эпизоды и героев. По словам Быковской, востребованность российских сериалов уже сопоставима со спросом на зарубежный контент.

Точки роста

Онлайн-кинотеатры вынуждены проводить тщательный анализ интересов аудитории, добавлять новые функции, устраивать промоакции и производить собственные фильмы и сериалы. Рассмотрим некоторые маркетинговые решения, которые помогают отраслевым компаниями увеличивать прибыль.

Гибкая цена на подписку

Чем больше у сервиса вариантов, тем выше вероятность, что пользователь найдёт себе предложение по средствам, а не уйдёт к конкурентам. Например, в 2022 году Okko расширил линейку предложений, добавив возможность оформления подписок «Оптимум» вместе со Start за 599 рублей в месяц и «Оптимум» вместе с «Амедиатекой» за 649 рублей в месяц. Такие пакетные предложения значительно выгоднее, чем отдельно покупать подписку на «Амедиатеку» и Start.

Промоакции

Это популярный способ привлечения зрителей. Онлайн-кинотеатры предоставляют новым пользователям бесплатный доступ, например, на 7—10 дней. Константин Кутуев говорит, что этого достаточно, чтобы человек привязался к сервису. Например, начал смотреть сериал, для которого точно мало одной недели. Чтобы увидеть продолжение, он вынужден будет оплатить подписку.

Есть и другие варианты привлечь зрителей. Okko, например, предлагает бесплатную подписку на 30 дней при покупке телевизора Sony. Также доступ к платформе можно оплатить бонусами СберСпасибо.

Коллаборации

Встречаются и более неожиданные варианты сотрудничества. Так, «Триколор» заключил соглашение с ритейлером X5 Group. Подписчикам онлайн-кинотеатра предоставляет кешбэк в рамках подписки «Пакет» размере 5% баллами, которые можно потратить в продовольственных магазинах сети. Кроме того, клиенты получают три бесплатные экспресс-доставки в месяц из «Перекрёстка» и «Пятёрочки». Алексей Липилин, директор по маркетингу «Триколора», уверен, что такое партнёрство поможет повысить узнаваемость стримингового сервиса и привлечь новых клиентов.

Экосистемные проекты

Так, оператор мобильной связи МТС создал собственный стриминговый сервис Kion. Абоненты могут оформить единую подписку и получить доступ не только к услугам связи, но и к контенту онлайн-кинотеатра. У Сбера, к примеру, есть подписка СберПрайм, она открывает пользователям доступ к развлекательному контенту, доставке продуктов и товаров и другим сервисам, в числе которых Okko.

А Premier выпускает совместные проекты с ТНТ (оба входят в холдинг «Газпром-Медиа»): например, уже упомянутые сериалы «Звоните ДиКаприо!» и «Домашний арест» транслировались и по ТВ.

«Успешный онлайн-кинотеатр должен совершенствоваться сразу в нескольких измерениях: делать опыт взаимодействия пользователя с сервисом максимально приятным, производить отличный оригинальный контент и предлагать удобную систему рекомендаций», — добавляет Екатерина Быковская.

Влияние на индустрию

По мнению Константина Кутуева, сегодня весь креатив сосредоточен именно в онлайн-кинотеатрах: они становятся дополнительным источником хорошего контента. «Стриминговые платформы дают возможность многогранности форматов, интересных сюжетных линий, более дерзких героев. Здесь больше фактуры, драматизма, жизненных ситуаций [чем на классическом ТВ]», — отмечает эксперт. Среди удачных примеров режиссёр называет сериал «Вампиры средней полосы» с элементами хоррора, который был высоко оценён зрителями и критиками.


Самые важные кейсы лидеров бизнеса, мнения ведущих экспертов и тренды в отраслях экономики теперь всегда под рукой — подпишитесь на наш Telegram-канал.

Поделиться в соцсетях

Статья была вам полезна?

Да

Нет