Интересное

А вы точно художник? 5 трендов, без которых сложно представить искусство сегодня

28 мая 2021

10 мин

Поделиться в соцсетях

Почему твит можно считать произведением искусства, а музеям не зазорно быть ироничными? Зачем творцы втягивают зрителей в художественный процесс? Что вообще происходит с искусством сегодня? После нескольких встреч с представителями культурных институтов и бизнеса «за круглым столом» СберПро Медиа представляют 5 главных культурных трендов.

3 выпуска

подкаста «Культурный контекст» посвящены трансформации искусства

Технологичность

Коронавирус отправил человечество в онлайн и ещё раз доказал: без новых технологий уже никому не обойтись — ни обычным людям, ни бизнесу, ни культурным учреждениям. Искусство должно быть технологичным ещё и потому, что аудитория, особенно молодая, всё чаще не готова воспринимать его без гаджетов.

Использовать инновации можно по-разному. Творцы и культурные институции стали осваивать новые площадки: онлайн-платформы, стриминговые сервисы, соцсети. И расширять с помощью технологий творческий словарь. Например, в Третьяковке сейчас проходит крупнейшая в истории музея выставка «Мечты о свободе. Романтизм в России и Германии». Сбер выступил генеральным партнёром и представил ряд инновационных решений. Так виртуальный гид обеспечивает эмоциональное сопровождение экспозиции и расширяет опыт посетителей, воссоздаёт атмосферу романтизма в мультимедийных форматах. А редакция СберЗвука вместе с кураторами выставки подготовила тематическую подборку музыкальных композиций, максимально погружающих в настроение периода конца XVIII — середины XIX века. В мае онлайн-программа Сбера пополнится цифровым гидом по выставке в приложении «Салют». Виртуальный ассистент расскажет об интересных фактах периода романтизма в интерактивном формате.

«Что касается театров, концертных залов, музыки, всё будет усложняться. Не для пользователя, но для производителя контента. В пандемию они могли себе позволить производить много контента, иногда не в пользу качества. В будущем [благодаря технологиям] нас ждёт толчок именно качественный», — резюмирует Трифон Бебутов, главный редактор «Афиша Daily».

Бум искусства в цифре

Одна из самых обсуждаемых технологий последнего десятилетия — NFT. Она даёт возможность человеку закрепить за собой владение любым цифровым объектом искусства, а потом продать его. Причём распространять таким образом можно не только дигитальные картины или фотографии, но и музыку, шутки из Twitter и даже виртуальных животных. Бизнес уже взял NFT на вооружение. Так специально для технологической онлайн-конференции Сбера SmartDev художник Олег Сороко создал уникальный динамический арт-тизер.

За 69,3 млн $

был продан привязанный к NFT JPG-файл художника Майка Винкельманна в марте 2021 года

Арт-тизер NFT-художника Олега Сороко для Сбера

Выход за рамки

Понятие «современное искусство» сегодня размыто. Этим термином, по сути, можно назвать что угодно — от живописи до мема. Или взять противоречивого художника Бэнкси, который сам выступает против коммерциализации и музеефикации искусства, но это не мешает энтузиастам делать выставки по мотивам его творчества и продавать его работы на аукционах за солидные деньги.

Искусство теперь всё, что задевает аудиторию за живое, отзывается в человеке, отмечает Владимир Тодоров, директор по развитию медиа Rambler Group. Впрочем, с одной поправкой: поднятая тема не должна быть чужда и самому творцу, иначе получается бессмысленный хайп или никому не нужная халтура. «Халтура — это плохой контент», — определяет Гавриил Гордеев, директор по развитию нового бизнеса в СберМаркетинге.

Стираются не только границы искусства, всё более зыбкими становятся представления о роли и задаче художника. Гордеев уверен, что творцу важно знать, как грамотно себя преподносить и правильно продавать. «Если ты художник, который не обладает навыками маркетолога, то ты особо никому будешь не нужен. Потому что всё, что ты написал, ты должен уметь продать. Или хотя бы понимать, кому ты это адресуешь».

> 2 млрд $

заработала Ким Кардашьян и её семья благодаря 14-летнему реалити-шоу

На шаг впереди

Художник должен внимательно следить за тем, что происходит, знать, что волнует людей. Мир так стремительно меняется, что нужно успеть понять, что будет искусством завтра, и быстро действовать в этом направлении.

Речь может идти как о развлекательном контенте — взять хотя бы шоу «Нагиев на карантине» онлайн-кинотеатра Okko, которое запустилось во время самоизоляции, — так и о серьёзных, остросоциальных темах. Например, американский художник Джемми Холмс в разгар движения Black Lives Matter превратил в воздушные баннеры последние слова Джорджа Флойда, жестоко убитого полицейскими. «Мне больно», «Я не могу дышать», «Они убивают меня», — все эти пронзительные фразы, написанные на белых полотнах ткани, кружили в небе над американскими городами, подчёркивая ценность человеческой жизни. Перформанс тронул людей и подарил его автору популярность.

Музеи тоже следят за трендами — они перестали быть «храмами искусства»: монументальными, официальными, доступными лишь избранным. Инна Милосердова, заместитель директора по развитию ГМИИ имени А. С. Пушкина, отмечает, что они запускают новые проекты, чтобы дать аудитории понять, что «Пушкинский не нафталиновый музей».

Теперь это многофункциональные площадки, в том числе для общения с аудиторией. И диалог здесь зачастую происходит на простом, доступном широким массам языке, с долей здоровой самоиронии. Примером может служить TikTok флорентийской галереи Уффици, где персонажи, представленных в музее знаменитых шедевров, «оживают» под музыку. «Они правильно выбрали градус стёба: там есть мат на английском, там есть оживление картин. И теперь все знают, что суперклассическая галерея итальянская делает такое. И этого от них уже ждут», — считает Дмитрий Барсенков, исполнительный директор творческого индустриального кластера «Октава».

Более 77 000

пользователей подписаны на страницу галереи Уффици в TikTok

Вовлечение зрителей

Представителям различных сфер искусства важно привлечь аудиторию к творческому процессу. Популярность набирают интерактивы, которые используют различные сервисы.

Ольга Чуворкина,

историк искусства, член Ассоциации искусствоведов

Дело в положении художников. Они поняли, что в этом мире у них слишком много «противников»: критики, арт-дилеры, кураторы, зрители… Если не привлечь их на свою сторону, то художникам будет сложно выживать. Одно дело, когда вы подходите к картине, она безмолвно висит, вы говорите: «Плохо, мне не нравится». Другое — инсталляция или перформанс, в который вас вовлекли. На выходе спросят: «Ну как вам?» Вы не сможете своё участие оценить плохо. Это такая уловка психологического характера.

Художник раньше был творцом единственным, но это ему стоило дорого: его могли критиковать сколько угодно, за что угодно, он мог жить в нищете, оставаться сотни лет в забвении. Но потом художник понял, что можно привлечь зрителя, поделиться «пьедесталом», зато его будут меньше критиковать. Теперь это проще и гармоничнее сделать: попросить нажать кнопку.

Деятели культуры устраивают специальные мероприятия для блогеров, создающих UGC (user-generated content), это даёт дополнительные возможности для привлечения посетителей — как правило, из числа молодёжи.

Коллаборации и партнёрство

Так возникает следующий тренд, связанный с коллаборациями. Представители культуры и бизнеса объединяются и собирают людей вокруг себя для взаимовыгодного сотрудничества. Потому что искусство — универсальный язык, с его помощью можно добиться множества целей: и предпринимателей, и творцов.

Зритель как партнёр

Поддерживать искусство стало проще. Если раньше это могли позволить себе только обеспеченные люди и крупные компании, то теперь такая опция доступна практически любому желающему.

Например, один из самых крупных независимых музыкальных оркестров и хор musicAeterna финансируется исключительно из частных источников. Оркестр формирует клуб друзей, в который входят больше чем спонсоры и меценаты — единомышленники. Директор по развитию musicAeterna Анастасия Елаева отмечает: «Они уверены, что классическую музыку нужно подавать иначе, что это можно делать с самоотдачей, страстью, не по шаблонам. И это действительно так».

10 000 $

составит стартовая цена инсталляции Дэвида Датуны, выполненная в коллаборации с Dole Sunshine

Например, каждый продукт Сбера должен обладать эмоциональной составляющей, вызывать отклик у потребителя, отмечает Александр Гагиев, директор по взаимодействию с креативными индустриями и талантами СберЗвук. Создать такой помогают как раз творцы.

Недавно была запущена студия СберЗвук, которая станет площадкой для общения креативных людей в формате закрытого клуба: «Бизнес очень заинтересован в том, чтобы в процессе создания его продукта такие люди принимали участие. Сейчас нет проблемы что-то произвести, это всё легко сделать. Проблема — выделиться», — объясняет пользу коллабораций с художниками для предприниателей Гагиев.

Ольга Чуворкина,

историк искусства, член Ассоциации искусствоведов

Развитие истории искусств глобально было связано с технологиями. В нашу эпоху важна интерактивность, вовлечение зрителя. Технологичность искусства позволяет интерактивность развить.

Мы расширяем границы искусства до того, что является просто реальной жизнью. Это не должно смущать. Хотя любители, непрофессионалы, восстают против: не понимают, почему «гору мусора» можно считать искусством. В какой-то момент эта тенденция остановится, и мы пересмотрим само понятие «искусство». Этот термин очень гибкий, он меняется так же, как меняется язык.

В будущем обязательно останется искусство декоративное, которое просто существует, чтобы украшать стены, интерьеры — Союзы художников никуда не пропадут. Второй тренд будущего — это, конечно, технологии. Всё, что связано с искусственным интеллектом. Третья тенденция — «неонеонеоклассика». Новая классика XXI века, это может быть смешение разных стилей или обращение к великим мастерам, переосмысление: попытка соединить современность и вечность.

Поделиться в соцсетях

Статья была вам полезна?

Да

Нет