Интересное

Больше чем онлайн: зачем бизнесу метавселенные

5 минут
Поделиться в соцсетях
Больше чем онлайн: зачем бизнесу метавселенные

Метавселенные — один из главных трендов нескольких последних лет, эксперименты с ними проводят компании из самых разных отраслей. В отличие от обычных онлайн-трансляций и видеоконференций, здесь можно воссоздать уникальный опыт с помощью продвинутых AR/VR-технологий, XR-гарнитур, цифровых аватаров, 3D-моделирования и тактильной обратной связи.

Объём глобального рынка метавселенных к 2024 году достигнет 800 млрд долларов, пишет vc.ru. Основные сферы их использования в бизнесе — решение образовательных, торговых, маркетинговых и производственных задач. Они также будут востребованы как в e-commerce и промышленности, так и в event-индустрии и сфере развлечений.

Разбираемся, как российский бизнес использует виртуальные миры и что это ему даёт.

Пространство для ивентов

В метавселенных бизнес проводит конференции, презентации и другие мероприятия. В этом году, например, премия «Новое Радио AWARDS 2023» прошла в виртуальной реальности. Таким образом получилось реализовать более тесное взаимодействие участников с друг другом и получить иммерсивный опыт, похожий на посещение офлайн-ивента.

Офлайн и метавселенные можно совмещать. В подобном гибридном формате в мае состоялась конференция, посвящённая бизнесу и технологиям в виртуальной реальности. Бренды по всему миру запускают в метавселенных презентации своих продуктов, виртуальные галереи и праздники для клиентов.

Метаобучение

В прошлом году российский рынок онлайн-образования вырос на 18%, пишет газета «Ведомости». Интернет уже давно стал привычной площадкой для обучения, и метавселенные — ещё один формат для этой индустрии. В виртуальном коворкинге и воркшопе «КоМета» предприниматели могут общаться с экспертами из различных отраслей бизнеса, слушать лекции, подавать идеи в акселераторы и находить новых партнёров. Здесь проходят занятия по AR/VR-технологиям, продуктовому маркетингу и различным компетенциям софт-скилов. Ожидается, что в 2023 году этим пространством воспользуется более 35 000 человек.

> 35 000

человек посетят виртуальный коворкинг Сбера в 2023 году

Использование метавселенной в образовании может быть полезно сразу в нескольких аспектах. Во-первых, это повышает его доступность: позволяет учащимся и преподавателям встречаться вне зависимости от их местоположения. Во-вторых, возможности метавселенной делают процесс обучения нестандартным, становятся инструментом для вовлечения и коммуникации. В отличие от традиционных видеозвонков, ученик не один за компьютером, а в «классе» вместе с другими ребятами и учителем. Здесь можно взаимодействовать в виртуальном пространстве. Кроме того, метавселенные могут быть востребованы и для обучения взрослых: например, сотрудников опасных производств, в промышленности или в экстренных службах. Используя цифрового двойника, можно смоделировать и отработать поведение сотрудника в нештатных ситуациях.


Наталья Магидей,

управляющий директор Сбера по работе со стартапами

В Нижнем Новгороде запускают целый IT-кампус российского образовательного центра, который стал прообразом реального проекта ещё до завершения его строительства. Помимо студенческих занятий, в нём можно будет проводить различные корпоративные программы для бизнеса, например, обучать сотрудников работе на промышленном оборудовании. В отличие от большинства виртуальных тренажёров, в метавселенной можно реализовать сложные взаимодействия пользователей с друг другом и даже целиком воспроизвести производственную площадку со всеми её деталями и особенностями.

«Боссы» в виртуальной реальности

Инновационные решения позволяют по-новому подойти к созданию медийных продуктов.

В этом году стартовало первое ток-шоу в виртуальной реальности «Теперь Я Босс в метавёрс», которое стало продолжением проекта «Теперь Я Босс» на телеканале «Пятница». Пользователи могут гулять по метавселенной и знакомиться с особенностями различных видов бизнеса, задавать вопросы «боссам» и участвовать в конкурсах.

Телевизионное шоу изначально было построено на том, что состоявшиеся и начинающие бизнесмены меняются местами на несколько дней. Успешные предприниматели помогают новичкам вывести дело на более высокий уровень, а начинающие — пробуют силы в решении масштабных задач.

Для технологичного шоу в лаборатории Sber AR/VR Lab были созданы цифровые аватары российских бизнесменов. Для оцифровки использовались 36 камер и технология захвата движения, а также сканирование лиц в Volumetric-студии. Этот инструментарий позволяет получить цифровую копию человека, которая может взаимодействовать с другими участниками метавселенной в режиме реального времени.

Новый подход к промоакциям

Геймификация — один из самых популярных способов использования виртуальных пространств в бизнесе. С их помощью можно сделать необычные конкурсы, розыгрыши и промоакции. Так, в прошлом году в метавселенной открылся магазин «М.Видео», где посетители должны были за отведённое время отнести как можно больше техники на кассу. Лучшие получали бонусные баллы, которые можно было использовать при реальных покупках в магазинах сети. По данным компании, проект привлёк 64 млн участников. Ретейлер продолжает развивать идею: например, в преддверии новогодних праздников в этой же метавселенной был открыт «М.Каток», а в мае 2023-го компания «наняла» виртуальную селебрити Эм.Ви для коммуникаций с молодой аудиторией.

64 млн

участников привлёк магазин в метавселенной

Виртуальный офис

Видеоконференции стали уже привычным инструментом для коммуникации в дистанционных командах. Следующий шаг — метавселенные, где такие взаимодействия можно реализовать более интересным способом. Например, российская компания Napoleon IT запустила виртуальную копию своего реального офиса и даже набирала для него новых сотрудников: охранника-модератора, офис-менеджера-дизайнера и pet-няню. В руководстве отметили, что для них это важный стратегический шаг по объединению команды из 250 человек в одном пространстве. Здесь коллеги могут более глубоко проникнуться атмосферой компании, погрузиться в рабочие процессы и решать реальные бизнес-задачи.

По данным консалтингового агентства Jobby, на которые ссылается RB.ru, 90% российских HR-специалистов считают метавселенные эффективным инструментом для решения их задач: онбординга, обучения персонала, трансформации рабочей среды и корпоративных мероприятий.

Пока российский потребитель весьма осторожно относится к метавселенным. Основные отрасли, в которых они активно внедряются и применяются, — это производство и e-commerce. Например, в метавселенной клиент может самостоятельно конфигурировать конечный продукт и размещать заказ, а бизнес таким образом сокращает издержки на продавцах-консультантах. Как и любая новая технология, проникновение метавселенных требует времени и привычки, но мы считаем, что её распространение рано или поздно неизбежно. Метавселенные — это инструмент визуализации, иммерсивного опыта и одновременно это новый интерфейс взаимодействия человека с машиной. Ещё один мощный толчок развитию метавселенных даст их интеграция с искусственным интеллектом.


Александр Климов,

операционный директор AVS Consulting


СберПро Медиа теперь можно читать в Телеграме и Дзене. Чтобы быть в курсе важных трендов, свежих кейсов лидеров бизнеса и мнений ведущих экспертов, следите за нами в Телеграм-канале. Развитие навыков управления, личностный рост, актуальные подходы в маркетинге, новинки бизнес-литературы — эти темы мы подробно рассматриваем в Дзен.

Поделиться в соцсетях

Статья была вам полезна?

Да

Нет