Top.Mail.Ru
СБЕР Про | Медиа
Игры кончились: как сократить производственные риски с помощью VR
  • Промышленность

Игры кончились: как сократить производственные риски с помощью VR

  • 6 мин
  • 843

Компания «Норильсктрансгаз» доставляет природный газ и газовый конденсат на производственные площадки Норильского промышленного района и города Дудинки. Любая авария на газопроводе грозит обернуться нешуточными проблемами, а секундная растерянность — травмами и человеческими жертвами, поэтому на предприятии уделяют большое внимание подготовке сотрудников к действиям в чрезвычайной ситуации. А сейчас решили оцифровать этот процесс — новый образовательный проект с применением виртуальной реальности повышает эффективность обучения.

Как это работает?

Для преодоления потенциальных производственных рисков в «Норильсктрансгазе» создан программно-аппаратный комплекс подготовки персонала. Обучение происходит в виртуальной реальности, где смоделированы разные нештатные ситуации, например, возгорания или разрушения, к которым может привести лопнувший трос лебёдки.

В классе восемь рабочих мест, оборудованных компьютерами, софтом, специальными VR-шлемами и манипуляторами, с помощью которых погружённые в виртуальную реальность сотрудники отрабатывают действия, соответствующие смоделированным сценариям производственных рисков. По словам Максима Коробинского, замдиректора по промышленной безопасности, охране труда и экологии АО «Норильсктрансгаз», программно-аппаратный комплекс позволяет проводить групповые и индивидуальные занятия, а также командные соревнования с участием восьми человек. По его подсчётам, эффективность таких занятий на 35—50% выше, чем при стандартном теоретическом обучении.

Сотрудники надевают шлемы и регистрируются в программном обеспечении. Затем запускают программу и оказываются в виртуальном мире, который является цифровым двойником реальных производственных процессов. Там они выполняют действия, согласно предложенным обучающим сценариям, после чего выбирают вариант прохождения виртуальных локаций в режиме проверки знаний. Все действия каждого сотрудника автоматически регистрируются и сохраняются на рабочем месте преподавателя. Каждый новый подход к сессии обучения сохраняется после авторизации в личном деле с учётом правильных, неправильных и избыточных действий сотрудника.

Вячеслав Тимофеев,

ИТ-директор

ООО «Полигонатор»,

разработчик комплекса

По данным исследования «Российский рынок дополненной и виртуальной реальности» от Huawei и аналитического агентства «ТМТ Консалтинг», рост российского рынка AR/VR (дополненной и виртуальной реальности) в 2020 году составил 16%, а его объём оценивается в 1,4 млрд рублей, в котором доля VR составляет 1,1 млрд рублей. Основная доля приходится на производство и горнодобывающий сектор, торговлю и строительство. Технологии AR/VR применяются в обучении сотрудников промышленных предприятий, в том числе использованию нового оборудования, в авиации с помощью виртуальной реальности тренируют экипажи, также они широко используются в дистанционной экспертизе, визуализации в дизайне и т. д.

В госсекторе решения на базе AR/VR в основном встречаются в сфере образования и культуры, а также здравоохранении.

Зачем нужен VR?

Идея создания виртуального симулятора принадлежит коллективу управления промышленной безопасности АО «Норильсктрансгаз». «Мы были как-то на выставке в Сочи, где был презентован продукт по пожарно-техническому минимуму с панорамной съёмкой объектов. Но мы шагнули дальше: использовали более высокие технологии — движок виртуальной реальности, с помощью которого создаются такие знаменитые фильмы, как «Звёздные войны», — рассказывает Максим Коробинский. Выбрали подрядчика на конкурсной основе, он предложил индивидуальную разработку, созданную специально для компании.

Над проектом, стоимостью 12 млн рублей, в течение полутора лет работали 25 разработчиков. Команда создала несколько сценариев для отработки навыков в режиме обучения и поведения в чрезвычайной ситуации. «Перед нами поставили задачу разработать технологию, позволяющую создавать виртуальные визуализации в 3D-пространстве производственного оборудования, а также технологических операций по его эксплуатации и ремонту для повышения безопасности производственного процесса. Мы разработали 3D-модели и виртуальные локации, входящие в состав программного обеспечения, — рассказал Вячеслав Тимофеев. — В программе учитывается в числе прочих параметров масса физического тела ученика для создания модели 4D. Инструменты позволяют соединять и перемещать детали и имитировать работу производственных линий».

В локациях предусмотрены различные сценарии. Команда создала режим работы «мультиплеер для командного взаимодействия», в котором старший группы или преподаватель может изменять и дополнять сценарий в режиме реального времени.

VR и бизнес

Тысячи сотрудников X5 Retail Group обучаются с помощью VR набору навыков — от обслуживания покупателей в торговом зале и на кассе до управления складскими запасами.

Топ-менеджмент «Роснефти» отрабатывает практические навыки регулярного менеджмента на виртуальном курсе «Проведение совещаний».

В клинике реабилитации Пироговского центра с помощью VR помогают восстановиться пациентам, пережившим инсульт и тяжёлые черепно-мозговые травмы.

В «Сибуре» на базе VR-технологии создан обучающий курс по охране труда и промышленной безопасности и виртуальный симулятор по ремонту оборудования.

Что дальше?

«Вместе с разработчиками мы учились делать эту программу, поскольку нигде в России подобного нет, — говорит Максим Коробинский. — Мы готовы приглашать в свой виртуальный класс работников других подразделений компании, чтобы и они смогли обучиться по нашей программе, а также школьников и студентов, которым может быть интересна техника безопасности. Я уверен, что в течение следующих пяти лет мы будем наблюдать интенсивное распространение технологий виртуальной реальности в образовательном секторе».

Сегодня в программе воссоздано административное здание АО «Норильсктрансгаз» в Норильске. В одном из помещений смоделированы пожар и «Полоса рисков» с восемью VR-локациями, в которых разыгрываются сценарии с разными потенциальными производственными рисками.

Виртуальный полигон будет дополняться новыми локациями, это будет работа со сварочным оборудованием, станками и электроинструментами. Будет большой блок по оказанию первой помощи при кровотечениях, переломах, ожогах, обморожениях и ДТП. Кроме того, в следующих версиях будет смоделирован участок трассы Норильск — Талнах для повышения безопасности дорожного движения, а в конце этого года планируется открытие второго учебного класса на производственной площадке АО «Норильсктрансгаз» в Дудинке.

IT-комплекс позволяет не только точно воспроизводить различные ситуации, но и оценивать, как люди себя в них ведут. «В перспективе предусмотрено внедрение технологий для оценки психоэмоционального состояния сотрудников в процессе обучения. Это позволит с высокой точностью определять готовность участников к выполнению задач, заданных сценарием, а также выявлять лидеров по тому, какие роли они берут на себя во время командной работы, — рассказывает Вячеслав Тимофеев. — В основу разработки положена биометрическая обратная связь (БОС) с применением датчиков фиксации реакций вегетативной нервной системы и граничных вычислений для создания приложений по обработке электрофизиологической информации и регистрацией прохождения сессии по каждому сотруднику персонально. Этого в России ещё никто не делал».

По прогнозам Huawei и «ТМТ Консалтинг», рынок AR/VR в России будет расти в среднем на 37% ежегодно, а его объём к 2025 году достигнет 7 млрд рублей, увеличившись в 5 раз. Драйверами будут выступать внедрения AR/VR в промышленности, проекты в сферах маркетинга и рекламы, решения для ритейла, медицины и образования. Причём доля дополненной реальности будет расти быстрее за счёт розничного сегмента — индустрии развлечений, путешествий, культуры и искусства, образования. Аналитики прогнозируют появление недорогих AR-очков, которые увеличат популярность технологии. Решения, требующие сегодня существенных инвестиций, станут доступны не только крупному бизнесу, но всем потребителям.

7 млрд ₽

достигнет рынок AR/VR в России к 2025 году

Эта статья была вам полезна?

Читайте ещё