Интересное

Инвестиции в искусство: каковы риски и потенциальная доходность?

30 марта 2021

6 мин

Поделиться в соцсетях

Объём сделок с предметами искусства и антиквариата существенно упал в 2020 году из-за ограничений во время пандемии — онлайн не смог быстро заменить традиционные ярмарки, выставки и аукционы. Сейчас интерес к вложениям в такие активы быстро восстанавливается, но инвесторам стоит учесть ряд отличительных особенностей и рисков арт-рынка.

Предметы искусства и антиквариат — один из сегментов группы альтернативных инвестиций, который неизменно вызывает большой интерес. Громкие сделки на аукционах, рост числа состоятельных людей, поддерживающих постоянный спрос на предметы искусства, не зависящая от экономических циклов внутренняя ценность таких активов — вот несколько факторов, которые привлекают внимание портфельных инвесторов.

Инвесторы рассчитывают диверсифицировать свои портфели и получить доход от роста стоимости картин, скульптур и других арт-объектов. Однако ряд отличий данного рынка определяет необходимость серьёзной подготовки к вложениям и принятие определённых ограничений на ликвидность портфеля. Более простой путь для начинающих инвесторов — специализированные фонды.

Искусство и кризисы

Арт-рынок не коррелирует с традиционными биржевыми активами по динамике цен, однако он подвержен колебаниям активности из-за кризисов, изменений законодательства и налогообложения, внутренних трендов. Такие колебания сказываются как на ликвидности, так и на стоимости активов.

В 2020 году арт-рынок испытал самое глубокое падение объёма торгов со времён мирового финансового кризиса 2008—2009 годов. Общее падение в стоимостном выражении составило 22% по сравнению с 2019 годом — до 50,1 млрд долларов. Но в оценках многих экспертов на фоне признания факта рецессии царит оптимизм. Причины для позитивных ожиданий следующие:

  • снижение объёма рынка оказалось менее существенным, чем в прошлый глобальный кризис — 22% против падения на 36% до 39,5 млрд долларов в 2009 году;
  • арт-рынок обычно быстро восстанавливается после спадов — например, он вырос в 2010 и 2011 годах до 57 млрд и 64 млрд долларов соответственно.
  • объём онлайн-сегмента увеличился за год в 2 раза до 12,4 млрд долларов, что составило 25% всего объёма продаж против 9% годом ранее, этот канал продаж может стать источником роста в будущем;
  • количество миллиардеров в 2020 году выросло на 7%, а их состояние — на 32%, и они намерены продолжать инвестировать в искусство.

«Примечательный вывод исследования за этот год — огромный рост онлайн-продаж, — отмечает руководитель американской дирекции Art Basel Ноа Горовитц (Noah Horowitz) во вступлении к совместному исследованию UBS и Arts Basel при поддержке Art Economics „The Art Market 2021“. — Этот стремительный рост явился результатом как последовательного внедрения цифровых инноваций, так и очевидной необходимости». Дилеры перестраивали свою работу, аукционные дома экспериментировали в цифровой среде. Опрос UBS среди более чем 2500 состоятельных коллекционеров по всему миру показал их приверженность «делу поддержки искусства — коллекционированию с целью и долгосрочным планом».

Динамика глобального арт-рынка (млрд долларов США)

Источник: UBS, Art Basel, Art Economics

Из 365 глобальных ярмарок искусства, запланированных на 2020 год, 61% были отменены, 37% проведены в режиме live-трансляций, оставшиеся 2% устроили «гибридные альтернативные мероприятия», отмечается в исследовании The Art Market 2021. Многие ярмарки предлагали онлайн-комнату для просмотра — OVR (online viewing room) — или цифровую версию своей ярмарки. Несмотря на большое количество отменённых мероприятий, 41% опрошенных состоятельных коллекционеров сообщили, что они сделали покупку на художественной ярмарке, 45% — что совершили покупку через OVR.

37%

глобальных ярмарок искусства, запланированных на 2020 год, были проведены в режиме live-трансляций

По данным опроса UBS, 90% состоятельных коллекционеров посетили художественную ярмарку или OVR в 2020 году. Рост онлайн-продаж заметно проявил себя в сегменте дилерских сделок, где их доля выросла с 13 до 39% (включая OVR), в сегменте аукционов через интернет было продано 22% предметов искусства в стоимостном выражении. Согласно опросу UBS и Arts Basel, большинство дилеров — 58% — ожидают рост объёма продаж в 2021 году, 27% прогнозируют сохранение текущего уровня, 15% — дальнейшее снижение.

Налоги, законы и миллионеры

Помимо влияния глобальной конъюнктуры в числе рисков арт-рынка — внутренние тренды и изменения, влияющие на спрос и предложение. Рассмотрим страновые риски, в основе которых изменения налогообложения и регулирования, а также «торговые войны» и внутренняя конъюнктура в странах-лидерах рынка.

Рынок держится на трёх «китах»: 42% объёма продаж приходится на США, по 20% — на Китай и Великобританию. На объём сделок в США в прошлом году негативно влияли ограничения на импорт предметов искусства из Китая, перспектива изменений в налогообложении прироста капитала, тяжёлая ситуация с COVID-19. Смена президента в стране воспринимается позитивно с точки зрения поддержки администрацией сферы искусства в целом, но при этом жёсткая налоговая политика в отношении состоятельных граждан, скорее всего, усилится, поэтому влияние двунаправленное. Возможное повышение налогов для состоятельных людей, среди которых много крупных коллекционеров, является потенциальной угрозой для рынка. Ожидается и повышение налога с продаж, что скажется на аукционных транзакциях.

Доли арт-рынка по объёму сделок

Источник: UBS, Art Basel, Art Economics

Доля Китая на мировом арт-рынке за последние 10 лет то росла, то снижалась из-за замедления экономического роста, торговых войн с США, изменений в политике НДС в материковом Китае, политической нестабильности в Гонконге. В частности, реформа НДС почти заблокировала китайский рынок в 2018 и 2019 годах — аукционные дома могли выставлять только формальные счета-фактуры на комиссионный доход, полученный от покупателей, а не на полную цену продажи с наценкой, которые требовалось оформить напрямую продавцами. Большинство продавцов были частными лицами, и это было сопряжено с трудностями и шло вразрез с принятой практикой аукционной индустрии.

В Великобритании, помимо последствий влияния Brexit на экспортно-импортные операции, в январе 2020 года вступили в силу поправки к правилам о борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма — рынок произведений искусства стал частью регулируемого сектора, и все лица, участвующие в сделках на сумму от 10 000 евро, обязаны проходить проверки KYC (know your client) и CDD (customer due diligence). Необходимо раскрывать и проверять конечных бенефициаров сделок, оценивать сами сделки как «разумные», посредникам рынка — нести расходы по найму и обучению сотрудников для новых функций. Аналогичные изменения пришли и в страны Евросоюза в соответствии с директивой AMLD V. В США рассматривают целесообразность распространения аналогичного регулирования на арт-рынок. Помимо сложностей для инфраструктурных компаний, адаптация к новому порядку может «снизить импульс покупок», отмечают эксперты в исследовании UBS, даже у тех, кто не испытывает проблем с прозрачностью своих активов из-за необходимости предъявления множества документов.

Новые испытания для рынка — продолжение непростого периода. За последние несколько лет были установлены новые рекорды в отдельных сделках на десятки и сотни миллионов долларов, но при этом в 2018 году Deloitte в своём исследовании рынка обратила внимание на стагнацию арт-рынка на фоне роста состояния богатых людей. С 2008 по 2018 год, по данным компании, благосостояние богатейших людей планеты (HNWI, high net worth individuals) увеличилось более чем в 2 раза — с 32,8 трлн до 68,1 трлн долларов соответственно. В том числе на произведения искусства и коллекционные предметы приходится 1,7 трлн долларов. За тот же период рост продаж на арт-рынке составил только 9%, что с учётом инфляции означает снижение показателя.

Количество и состояние долларовых миллионеров

Источник: UBS, Art Basel, Art Economics, Credit Suisse

Надежды на рост рынка в последнее время начинают связывать с новыми группами покупателей — поколением миллениалов, лояльнее относящихся к покупкам онлайн, а также с коллекционерами-женщинами, которых становится всё больше по мере роста контролируемого ими благосостояния и интереса к инвестированию в целом. В 2018 году Bank of America выпустил исследование, где отметил эти две группы инвесторов как наиболее быстрорастущие категории коллекционеров. В новом исследовании UBS миллениалы отмечены как активные крупные покупатели среди HNWI — 30% из них совершили в 2020 году покупки на суммы свыше 1 млн долларов, тогда как среди поколения бумеров таких покупателей было только 17%.

Распределение по странам граждан c состоянием от 50 млн долларов

Источник: UBS, Art Basel, Art Economics, Credit Suisse

Прогнозы по суммам сильно варьируются, но предварительные оценки экспертов говорят о том, что к 2030 году вероятен масштабный «трансфер богатства» в руки миллениалов от их родителей — в объёме от 20 трлн до 70 трлн долларов. Это может оказать влияние на арт-рынок как в сторону увеличения предложения активов, так и роста спроса на них.

Среди других причин локальных движений рынка — обнаружение неизвестных ранее запасов работ конкретного мастера или группы художников, что вызывает временное превышение предложения над спросом. Влияет на сегменты рынка и такой фактор, как мода или её спад в отношении определённого направления в искусстве.

Доход и ликвидность

В 2000-х индикатор арт-рынка Mei Moses All Art index несколько раз обгонял индекс широкого рынка акций S&P 500, что привело к росту внимания к инвестициям в арт-рынок портфельных инвесторов, не ставящих художественный интерес во главу угла. Вместе с тем этот период характеризовался умеренной динамикой для фондового рынка в целом: так в 2011 году результаты арт-индекса и фондового составили соответственно 7,8% против 2,7%.

В 2016 году арт-индекс был приобретён у его основателей аукционным домом Sotheby’s и переименован. На длительной дистанции, посчитали в Credit Suisse, индекс показал усреднённую годовую доходность 8,4% при волатильности 16,9% за период 1950—2019 годов. В том числе в сегменте современного искусства (contemporary art) — 9,4%, импрессионистов и модерна — 8,9%, старых мастеров и художников XIX века — 7,4%. Аналитики сопоставили показатели доходности с другими видами альтернативных инвестиций — в вино, ретро-автомобили, драгоценности, люксовые бренды, а также с традиционными рынками: акций и облигаций, товаров, золота и динамикой доходности хедж-фондов (см. таблицу). Выяснилось, что по уровню доходности на длинных временных отрезках арт-рынок показывает одну из самых высоких доходностей, но находится примерно в середине спектра волатильности.

Сравнение доходности арт-рынка с традиционными инвестиционными инструментами затруднено в силу его недостаточной прозрачности, фрагментированности и того факта, что сделки происходят гораздо реже, чем на финансовых рынках. Индекс Sotheby’s Mei Moses All Art является условным индикатором определённого сегмента рынка произведений искусства, анализируя повторные сделки с картинами на аукционах и учитывая изменение цены между двумя сделками.

Динамика индекса Sotheby’s Mei Moses All Art

Источник: Sotheby’s

Покупка и последующая продажа картины признанного мастера на аукционах или в частном порядке — одна из стратегий, чем-то напоминающая работу с акциями на бирже. Здесь апсайд ограничен: цены на картины известных художников уже достаточно высоки, но и риски не так велики. Аналогию с венчурным инвестированием проводят, говоря о поиске и покупке по относительно низкой цене картин новых перспективных художников. Новые имена в рамках направления contemporary art могут принести действительно высокий доход, в несколько десятков или сотен раз превышающий объём вложений. Но и риски здесь значительно выше, как и в венчуре.

Потенциальному инвестору необходимо следить не только за общей конъюнктурой рынка и поколенческими паттернами коллекционеров, но и углубиться в перспективы и тренды отдельных сегментов, где действуют свои законы спроса и предложения. Так сегмент «старых мастеров» пережил свои лучшие времена с точки зрения инвестиций. Большинство значимых работ недоступны для покупок или слишком дороги, тогда как второй и третий эшелоны этого сегмента достаточно сложны для определения их ценности и подлинности и, напротив, теряют спрос новых поколений покупателей.

К похожему состоянию постепенно пришли и работы импрессионистов, хотя в своё время именно они были локомотивами арт-рынка: сделки теперь крайне редки, так как коллекционеры не хотят расставаться с ними, а цены очень высоки. В 1990-е рынок двигали произведения сюрреалистов. Стабильное предложение на рынке существует сейчас в основном в сегменте послевоенного искусства и современного искусства. На смену одним фаворитам рынка приходят другие, при этом спрос на те или иные выпавшие из мейнстрима группы художников может сохраняться дольше в отдельных регионах, например в Азии.

Поделиться в соцсетях

Статья была вам полезна?

Да

Нет