Top.Mail.Ru
СБЕР Про | Медиа
  • Интересное

Искусство вместо биржи: как инвестировать в арт-объекты

Александр Бланарь

Александр Бланарь

эксперт в современном искусстве, куратор и арт-консультант
  • 6 мин
  • 285

Инфляция разгоняется, а чтобы сохранить и приумножить деньги, их нужно инвестировать — в приоритете акции, облигации и недвижимость. Но есть и альтернативное решение — инвестиции в искусство. Как и у любой сферы, здесь свои подводные камни, но в любом случае с вами останется арт-объект. Поэтому важно, чтобы он не только рос в цене, но и нравился.

Что и где стоит покупать?

Многим кажется, что инвестирование в арт — это сложный и элитарный способ сохранения денег. Это верно, но лишь отчасти. На самом деле произведения искусства современных художников продаются во многих галереях или на ярмарках искусства, коих сейчас проходит множество в Москве. За старыми мастерами музейного уровня, Ренуаром, Моне и Шагалом, придётся отправиться на вторичный рынок, то есть на аукционы. И не обязательно тратить на это бешеные деньги. Порога входа в коллекционирование нет, зато есть риск переплатить. Мы можем предугадывать цену, наблюдая за карьерой художника, но гарантировать, что картина подорожает, не может никто. Поэтому в искусстве всегда есть смысл покупать то, что вам действительно нравится.

Коллекционеры обычно начинают с чего-то понятного: живописи, графики и скульптуры. Но этим список далеко не ограничивается, можно собирать совершенно разные предметы искусства: антиквариат, книги, фотографию, тиражные копии, инсталляции, видеоарт и даже перформанс.

Инсталляции, конечно, чаще покупают институции: фонды и музеи. Намного реже — частные коллекционеры. С точки зрения инвестиций это скорее история про то, чтобы потом перепродать работу музею. Например, на днях мы открыли выставку Богдана Широкова «Топофилия» в галерее Lazy Mike и продаём там тотальную инсталляцию. При покупке её собирают и затем восстанавливают там, где захочет клиент.

Произведения искусства обычно покупают в трёх местах: галереях, у художника в студии или на аукционе. Галерея, я считаю, лучший выбор. Во-первых, она гарантирует провенанс и подлинность. Во-вторых, что тоже важно, галерея занимается развитием, продвижением художника и получает процент с продаж независимо от места покупки. Поэтому на автора, который работает честно, цены в студии и в галерее совпадают.

Но не всегда получается купить работу на первичном рынке, то есть новую картину в галерее. Например, там уже сформировалась большая очередь. Как на художницу Эйвери Сингер (в апреле этого года её картина ушла на Sotheby’s за 863 314 долларов). Вот тут-то на помощь и приходят аукционы. В последнее время большую популярность набрали онлайн-аукционы. Пандемия особенно укоренила этот тренд, и коллекционеры спокойно совершают покупки до 100 000 евро онлайн. Если уже есть опыт, коллекция и насмотренность, не обязательно видеть работу вживую.

От чего зависит цена?

Стоимость произведения искусства зависит от множества факторов. Но решающим становятся имя автора и вид арт-объекта. Цены на современного художника формируются исходя из коллекций и институций, где находятся его работы, выставок и биеннале, в которых он участвовал, аукционных рекордов, отзывов прессы, а также количества его работ на рынке. То есть если художник создаёт мало работ, как, например, Эйвери Сингер, но есть большой спрос, то цена повышается. На Адриана Гение тоже сумасшедший спрос, и клиенты стоят в очереди за его работами. Мой любимый пример, когда его небольшой эскиз на аукционе Phillips с эстимейтом в 8000—12 000 фунтов стерлингов в итоге ушёл за 125 000 фунтов. Но даже на аукционах, где цена может быть действительно любой, есть порог, выше которого не советуют идти.

С 8000—12 000 £

стартовали торги за небольшой эскиз Адриана Гение на аукционе Phillips, а итоговая цена составила 125 000 £

Престиж галереи, которая представляет художника, тоже играет не последнюю роль в формировании цены. Если художник переходит из маленькой московской галереи к Ларри Гагосяну (самый известный в мире арт-дилер. — Прим. ред.), цена работы автоматически вырастет.

На работы старых мастеров и импрессионистов цены повышаются очень медленно. Тут никаких неожиданностей — ни в одну ни в другую сторону, так что и риск минимальный. А вот на рынке современного искусства цена на кого-то может за год вырасти в несколько раз. А может и совсем не вырасти.

Как во всех инвестициях, чем больше риск, тем больше возможная маржинальность. Вложение в современного художника — это своего рода азартная игра. Можно купить какого-нибудь молодого художника за разумную цену, он «выстрелит», и вы хорошо заработаете. Например, в 2019 году я продавал работу молодого британского художника за 5000 фунтов, а через год ко мне обратился его менеджер с предложением выкупить эту же картину за 16 000.

Что сейчас покупать?

Как и во всем мире, на арт-рынке сегодня очень популярны афроамериканская тема, феминизм и экология. На это делают акцент музеи и галереи.

Я бы также советовал обратить внимание на видеоарт. Сейчас многие художники пробуют себя в digital. На недавно проходившей Московской международной биеннале молодого искусства к видео действительно был повышенный интерес. Один из основных проектов, в том числе в силу пандемии, был показан исключительно виртуально.

Но хотелось бы снова отметить, что искусство должно быть эмоциональной покупкой. Его нужно любить, оно это чувствует.

Где хранить?

Способ хранения арт-объекта зависит от объёма собрания. С хранением более традиционных форм искусства — картин, скульптур — всё более-менее понятно. Обычно их хранят дома или арендуют специальные склады для коллекций.

При хранении видеоарта надо учитывать несколько аспектов. Техника устаревает стремительно, то есть при покупке видеоарта важно заботиться о его оцифровке. Если вы приобретаете старый видеоарт, например, на VHS, и хотите смотреть его в оригинале, чтобы потом не шерстить интернет в поисках кассетного магнитофона, нужно хранить работу вместе с техникой для воспроизведения. И, конечно, обязательно цифровую копию в облачном хранилище.

Важно помнить, что графике и тиражному искусству противопоказан яркий свет и нужны подходящие условия, потому что бумага хрупкая вещь. Например, «Крик» Мунка, не так давно выставлявшийся в Третьяковской галерее, экспонировали в полутьме. Причиной такого решения стала опасность разрушения пастельного слоя произведения.

Какие есть риски и как их минимизировать?

Стоит помнить, что искусство — не гарантированная инвестиция. Начинающему коллекционеру я бы рекомендовал найти арт-консультанта, который разбирается в рынке. Этот специалист, обладающий определёнными инсайдами, раньше всех анонсов узнаёт, у какого художника какая выставка планируется. Услуги консультанта оплачиваются процентом с покупки, обычно 10—20%. Конечно, всегда есть вариант взять такого специалиста на зарплату.

10—20% от сделки

обычно уходит на оплату труда консультанта

В идеале арт-консультант должен разбираться в экономике. Например, когда проходил Brexit и Британия выходила из ЕС, было выгодно покупать в фунтах. Аукционы с одними и теми же именами происходят по всем миру, Нью-Йорке, Гонконге, Лондоне, и от курса валют зависит итоговая сумма. Вот такие совсем не художественные вещи стоит учитывать.

Если рассматривать покупку искусства с точки зрения сохранности своих денег, я бы обратил внимание на громкие имена художников и высокую стоимость. Когда вы покупаете работы дороже 1 млн долларов, риск становится минимальным. Знаменитые и дорогие художники всегда более стабильная инвестиция, чем молодые.

Я воспользуюсь здесь цитатой, которую услышал много лет назад: «Пикассо уже никогда не упадёт в цене, слишком много музеев и коллекционеров в него вложилось, и это никому не выгодно».

Тут, пожалуй, есть что-то общее с биржевыми сделками. Круг заинтересованных покупателей — арт-дилеров и галерей — обеспечивает такому искусству высокую ликвидность. Я бы себя чувствовал в большей безопасности, например, купив одну картину известного художника за 10 000 евро, а не десять картин разных молодых художников на эту же сумму. С современными авторами всегда есть риск, что рынок поменяется, и спрос упадёт. Он может перенасытить рынок, сменить стиль на менее удачный или вообще закончить карьеру. Но зато, приобретая картину ныне живущего художника, вы помогаете ему продолжать творить.

Также с точки зрения безопасности я бы рекомендовал покупать на более стабильных рынках, в Европе или Америке, российский арт-рынок ещё только развивается. С другой стороны, чтобы индустрия расцвела, мы должны вкладываться в российских авторов.

Эта статья была вам полезна?

Читайте ещё