Интересное

Культурное и технологичное. Как растёт инвестиционная привлекательность арт-пространств

5 минут
Поделиться в соцсетях
Культурное и технологичное. Как растёт инвестиционная привлекательность арт-пространств

Если раньше креативные кластеры были частными инициативами энтузиастов, то сейчас к их развитию подключаются крупные корпорации, некоммерческие организации и государство. Как такие пространства привлекают инвесторов и посетителей и какова в этом роль технологий?

Как арт-пространства стали точкой для привлечения инвестиций

Креативными или арт-пространствами называют общедоступные территории, на которых могут размещаться мастерские, шоурумы, выставочные залы, коворкинги, а также общепит и магазины. В них организуют образовательные проекты, концерты, фестивали, кинопоказы, мастер-классы и другие события. Резиденты зарабатывают на мероприятиях и продаже своих товаров. А для владельцев помещений арт-пространства стали новой возможностью для получения арендного дохода.

Всего в нашей стране 420 таких площадок, подсчитали R&C и Институт развития креативных индустрий НИУ ВШЭ. Лидирует по их количеству Москва и Подмосковье, на втором месте — Санкт-Петербург и Ленинградская область, на третьем — Свердловская область.

Регионы-лидеры по числу креативных пространств, количество объектов

Источник: Исследование R&C и НИУ ВШЭ, 2022 год

Кто инвестирует в арт-пространства?

Архитекторы. Первым таким объектом в России стал московский Artplay, появившийся по инициативе архитектора Сергея Десятова. Сначала он недолго занимал помещения на Миусской площади, затем переехал в здание фабрики «Красная роза» (об этом писала «Мослента»). Десятов позвал на площадку своих друзей, однокурсников — представителей архитектурных мастерских и бюро. Они скинулись на реконструкцию, после в кластер потянулись коммерческие арендаторы. На этой площадке удалось отработать формат. Позже в такой же концепции Artplay переехал на территорию бывшего завода «Манометр».

Миллиардеры. Бизнесмен из списка Forbes вложил 12 млн долларов в реконструкцию бывшего винного комбината, на месте которого появился арт-кластер «Винзавод» (данные журнала Forbes). Сейчас там представлено 11 российских галерей современного искусства, шесть образовательных центров, мастерские художников, магазины и др.

Местные власти. Для некоторых проектов, таких как красноярская «Каменка» (подведомственное учреждение регионального Агентства молодёжной политики и реализации программ общественного развития Красноярского края), основным активом является финансирование региональных властей. Также оно получало гранты и привлекало средства через краудфандинг (об этом сообщал журнал «Мастера»). Помимо этого, у неё есть арендный доход от резидентов, магазина «Каменка.Store», оплаты услуг коворкинга «Цех».

Госкорпорации. Рядом с Лахта-центром в Санкт-Петербурге в ближайшие годы планируется создать арт-пространство, инвестором которого выступит одна из крупнейших компаний нефтегазового сектора (сообщает правительство Санкт-Петербурга).

Эту сферу активизировала программа Rurban Creative Lab, в рамках которой в 10 регионах создаются креативные пространства на месте бывших промзон и заброшенных зданий. В перечень субъектов вошли Рязанская, Новгородская, Ульяновская, Иркутская, Тюменская, Свердловская, Самарская, Новосибирская области, Удмуртия и ХМАО. Как ранее оценивало Агентство стратегических инициатив (АСИ), проекты привлекут 36 млрд рублей частных и бюджетных инвестиций.

Как указывали эксперты АСИ, креативный кластер — это хорошая возможность повысить выручку от аренды в 2–3 раза при минимальных вложениях. Поэтому такие проекты привлекают собственников.

Сергей Черкасов,

директор дивизиона

АСИ «Технологии

и предпринимательство» –

советник генерального

директора по стратегии:

Сергей Черкасов,

директор дивизиона АСИ

«Технологии и предпринимательство» –

советник генерального директора по стратегии:

Креативные индустрии — это смесь творчества и бизнеса, а творчество всегда коррелирует с текущей повесткой, будь то технологии, экология, архитектура, мода. И финансовая выгода в таких проектах, бесспорно, есть. Это видят некоторые инвесторы, но пока их немного. В России отрасль в основном финансируют государство или энтузиасты. Но вместе с тем сейчас активно используются краудфандинговые и краудлендинговые платформы.

Как пересекаются искусство и технологии

ИТ-отрасль — ключевая часть креативной экономики страны, и она обеспечивает около половины её вклада в ВВП, отмечает Сергей Черкасов.

На многих креативных площадках используются мультимедиа-технологии. Инсталляции, в том числе кинетические, с движущимися и изменяющимися объектами, в качестве постоянного декора, световые эффекты, голография и проекции. Организаторы пространств дают посетителю возможность взаимодействия с технологиями. Например, помощью сенсорных датчиков, когда от перемещения человека в пространстве начинают меняться объекты на экране. Ещё один тренд — использование элементов технологии AR и VR.

Показатели креативной экономики

Источник: АСИ, 2022 год

Как это работает

В Центре цифрового искусства Artplay Media регулярно проводятся мультимедийные выставки. Цифровые полотна размещаются на полу, на стенах, на потолке. Экспозиция оживает благодаря технологии Cinema 360 — проекциям на экраны площадью 500 м² и звуковым эффектам.

Кинетическая световая инсталляция из 1089 светодиодных шаров, которые меняют оттенок и положение в пространстве под музыку, размещена в «Ленинград Центре».

На «Винзаводе» мультимедиа-инсталляции — частое сопровождение выставок, например на «Механизмах большого города» (о ней писал Mos.ru). Проект был посвящён столичной промышленности. Гостей познакомили с 20 интерактивными инсталляциями, затрагивающими не только зрение, но и слух, осязание и обоняние. Среди использованных технологий — VR, проекции, сенсорные столы.

В культурно-корпоративном пространстве Сбера в БЦ «Оружейный» кинетические инсталляции, AR, VR и голограммы создают эффект космического корабля. На входе гостей приветствует цифровой аватар Сбера, в пространство будущего перемещает «телепорт» — виртуальный лифт с панорамной видеопроекцией, а интерьер главного зала украшен светящимися трубками и «парящим» потолком.

Анатолий Середюк,

главный инженер

ИТ-группы «Открытие»:

Анатолий Середюк,

главный инженер ИТ-группы «Открытие»:

Технологии для культурно-развлекательных площадок активно развивались вместе с общим прогрессом. Например, появились светодиоды, и большая часть световых приборов для сценического света перешла на них уже в ближайший год. Когда на рынок вышли недорогие LED-экраны, они тут же начали вытеснять проекторы. Отрасль очень быстро реагирует на прогресс. Основополагающим становится контент, который продуман, прост для понимания и доносит до зрителя главный посыл.

Что учесть при реализации креативного пространства

Выбрать перспективный регион. Креативные кластеры уже сформировались в 34 субъектах России. По их числу лидируют Москва и Подмосковье, а также Санкт-Петербург и Ленинградская область, на них приходится 38% от общего количества таких объектов, отмечали R&C и Института развития креативных индустрий факультета креативных индустрий НИУ ВШЭ. Также они выделяли Свердловскую область, Татарстан, Красноярский край, Курскую, Нижегородскую, Ростовскую и Самарскую области.

Найти площадку. Обычно культурно-развлекательные пространства появляются на месте бывших заводов и фабрик, старых ДК. Земельный участок должен иметь в качестве разрешённого использования общественно-деловую или промышленную деятельность с перспективой перевода. Реализацию ускорит, если у площадки будет всего один собственник. Также важна хорошая пешеходная и транспортная доступность, наличие нескольких разнородных зданий (высотой в пять этажей), элементов, передающих историю и дух места и т. д., указывали эксперты АСИ. С точки зрения расположения в миллионниках лучше всего подходит периферия центра города. Стоит избегать локаций, интересных для девелоперов, — в них собственники могут решить продать участок под застройку.

Найти источник финансирования — привлечь кредитные средства или партнёра-инвестора.

Определиться с аудиторией и якорным направлением. На этом этапе важно решить, что станет ключевым в концепции: дизайн, архитектура, искусство. В этом поможет изучение глобальных трендов, запросов аудитории города или даже района. По мнению экспертов АСИ, стоит ориентироваться в первую очередь на запросы людей 25+ лет, со средним доходом и занятостью в креативных индустриях. Именно они являются главными посетителями таких пространств.

Создать концепцию. Для этого может потребоваться помощь дизайнеров.

Собрать команду. На период запуска достаточно 3–4 человек: управляющего (он же идеолог проекта), администратора, куратора событий и PR-специалиста.

Собрать пул основных резидентов. Важно, чтобы они соответствовали выбранной концепции, что позволит привлечь уже остальных потенциальных арендаторов. Так, при создании проекта Artplay многие захотели размещаться рядом с сообществом архитекторов (данные «Мосленты»).


Самые важные кейсы лидеров бизнеса, мнения ведущих экспертов и тренды в отраслях экономики теперь всегда под рукой — подпишитесь на наш Telegram-канал.

Поделиться в соцсетях

Статья была вам полезна?

Да

Нет