• Интересное

«Несерьёзный» подход. Как обучить сотрудников цифровым навыкам?

Мария Лорман

Мария Лорман

руководитель программы трансформации в ИТ-функции «Северстали»
  • 6 мин
  • 352

«Северсталь» начала цифровую трансформацию бизнеса несколько лет назад в соответствии с обновлённой стратегией компании. За это время мы запустили и развиваем онлайн-продажи металлопродукции, внедрили data-driven (англ. — управляемый данными) подход к управлению производством, автоматизировали систему контроля качества продукции за счёт компьютерного зрения и многое другое. С повсеместным внедрением технологий и их усложнением возникает вопрос: как сотрудникам, не связанным с ИТ, во всём этом разобраться? Ведь рано или поздно цифровизация дойдёт до каждого подразделения, и люди должны быть к этому готовы. Решение одно — нужно провести масштабное обучение работников основным цифровым компетенциям.

К приходу цифровых решений должны быть готовы сотрудники разных направлений — как офисных, так и производственных. Современным металлургам важно понимать, как работает машинное обучение, и уметь управляться с роботизированными погрузчиками. Офисным работникам (и, кстати, не только им) необходимо уделять внимание кибербезопасности и работе с данными. В то же время всем нужен разный уровень погружения в тему: кто-то будет напрямую работать с той или иной технологией, кому-то нужно просто быть в курсе цифровых решений, существующих в компании. Ответом на этот вызов стало разделение обучения на несколько уровней: базовый, средний, продвинутый и экспертный. По нашим расчётам, первым уровнем к 2023 году должны овладеть почти 50 000 сотрудников компании, первыми двумя — все сотрудники топ-4000. Продвинутый и экспертный уровни предусматривают индивидуальные программы в соответствии с профессиональными потребностями. Единой платформой для обучения базовому и среднему уровню цифровых компетенций стала «Цифровая сталь», в основе которой — геймификация.

овладеют базовым уровнем обучения к 2023 году

Цифровая сталь

«Цифровая сталь» — это игра, цель которой — построить своё цифровое металлургическое предприятие. Пользователь зарабатывает баллы, отвечая на вопросы онлайн-квиза по 4 направлениям обучения: «Кибербезопасность», «Работа с данными», «Цифровое взаимодействие» и «Цифровизация процессов».

Каждый урок состоит из справочной информации, тестовых вопросов, дополнительных текстовых материалов и видео. По завершении курса пользователь проходит финальный тест. Казалось бы, это стандартный набор, но мы выделили несколько моментов, которые вовлекают пользователя и удерживают его на нашей платформе.

Во-первых, микролернинг. Это предоставление образовательного контента небольшими порциями, которые не требуют много времени для изучения, но в то же время позволяют что-то узнать и запомнить. На прохождение каждого направления базового уровня требуется 2—3 часа, на среднем уровне — 15—20 часов. После каждого тестового вопроса есть ещё один вопрос на повторение и закрепление материала. Быстрый результат, подкрепляемый вознаграждением (баллами и игровыми бонусами), воодушевляет пользователя пройти ещё один урок, а затем ещё один.

Время прохождения обучения

Во-вторых, дуэли с коллегами. Это, пожалуй, основной игровой компонент, который работает на закрепление пройденного. Пользователь соревнуется в онлайн-режиме с коллегами (случайно выбранными или с теми, кого он пригласил в игру) на знание вопросов курса. Победитель дуэли получает больше баллов в копилку. Проходить этот этап можно неоднократно, вызывая всё новых и новых сотрудников.

В-третьих, личный и командный рейтинг. Пользователи могут создавать команды и вместе зарабатывать баллы, продвигаясь вверх по турнирной таблице. Всё же «доска почёта», хоть и виртуальная, побуждает наших сотрудников продолжать обучение и выводить команду своего подразделения в топ. Пока игра не предусматривает дополнительного вознаграждения за набранные баллы.

Наконец, пользователей, по нашей оценке, вовлекает близость обучающего контента к тому, с чем они сталкиваются в своей работе. Все изучаемые технологии мы объясняем на основе собственных кейсов: у нас накоплен большой опыт внедрения моделей машинного обучения, беспилотного транспорта, интернета вещей роботизации процессов — примеров оказалось достаточно для полноценного курса. Разработка учебных материалов базового и среднего уровней велась внутри компании и заняла полгода. Нам важно, чтобы пользователь не только усвоил, что такое, например, цифровой двойник, но и понял, что эта технология успешно применяется на его предприятии и, возможно, скоро появится и в его цехе.

Игры, в которые играют люди

Сейчас показатель NPS (англ. Net Promoter Score — индекс потребительской лояльности) у «Цифровой стали» — 72% при 25 000 ответов. Программа стартовала в апреле 2020 года, но уже свыше 11 000 сотрудников разных бизнес-единиц активно включились в обучение, возвращаются к нему и рекомендуют своим коллегам.

показатель NPS (Net Promoter Score) у «Цифровой стали»

Мы рассчитываем, что практическая польза от обучения будет выражаться в следующем:

Увеличение доли сотрудников, успешно отразивших кибератаку, до 100% в перспективе 2023 года.

Рост количества авторов, статей и комментариев в корпоративной базе знаний Confluence и рост популярности соцсети Yammer и корпоративного портала среди сотрудников (эти инструменты рассматриваются в курсе «Цифровое взаимодействие»), то есть тотальный обмен знаниями между сотрудниками.

Снижение количества заявок на консультации в ИТ-службу по простым вопросам: в рамках курса описаны правила взаимодействия с каталогом ИТ-услуг, и пользователь сможет эффективнее и быстрее оформлять свои запросы.

Также мы рассчитываем, что сотрудники, ознакомившись с новыми технологиями в компании, смогут предлагать свои идеи по усовершенствованию текущих процессов на своём рабочем месте: как на производстве, так и в офисе. В «Северстали» уже давно действует «Фабрика идей», где сотрудники могут подать свои предложения по улучшению производственных процессов.

Что мы можем посоветовать из собственного опыта?

Во-первых, content is the king — адаптируйте контент под нужды своей компании и отрасли. Если это нефтегазовая отрасль, рассматривайте цифровые месторождения или определение дефектов на нефтепроводах с помощью машинного зрения. Если ритейл, — алгоритмы машинного обучения для формирования программ лояльности и т. д. Привязка учебного материала к реалиям сотрудника поможет ему быстрее сориентироваться и, что немаловажно, потом применять эти знания на практике.

Во-вторых, определите области, в которых необходимо массовое обучение: работа с инструментами Microsoft, поведение в соцсетях, кибербезопасность, аналитика big data — список можно продолжать бесконечно. Однако лучше сосредоточиться на нескольких темах, которые применимы в работе студентов, чтобы обучение было эффективнее.

В-третьих, не бойтесь использовать геймификацию. Этот «несерьёзный», на первый взгляд, инструмент помогает увлечь сотрудников даже самых серьёзных профессий и должностей.

Читайте ещё