• Интересное

Путь из генералов. Как найти новую профессию после сорока

Наталья Хацела

Наталья Хацела

основатель онлайн-галереи современного искусства SMART
  • 6 мин
  • 2 016

В 44 года я оставила должность директора департамента налоговой политики промышленного холдинга «Мечел». До этого я занимала руководящие должности в «Русале», «Агромашхолдинге» и «Мосэнерго» — максимально реализовала себя в профессии и не знала, чем заниматься дальше. Знаю, что я не одна такая. Поэтому расскажу, как нашла новую профессию, почему ключевые навыки в этом поиске не помощники, и дам три совета тем, кто только собирается сменить сферу деятельности.

Наталья Хацела

основатель онлайн-галереи SMART

Путь в никуда

Последние полтора года на работе не приносили мне удовольствия. Совершенно не было драйва. Профессионально я добилась всего: участвовала в работе законотворческих комиссий Государственной Думы, вела громкие судебные процессы, участвовала в переговорах с федеральными финансовыми и налоговыми ведомствами, читала лекции, писала статьи. Сделала все, что можно было придумать, чтобы реализовать себя в профессии.

Дальше был путь только в «генералы». Но я понимала, что работаю в металлургии, а это традиционно мужская отрасль, где женщине есть место исключительно в налогах, пиаре, кадровой политике или бухгалтерии. Переходить в другую компанию смысла уже не было, потому что я получила бы то же самое, просто поменялась бы вывеска. Необходимость перемен назрела остро, но выхода я не видела.

Я обращалась к коучам, которые занимаются карьерным развитием, обращалась к психологам, разговаривала на эту тему с друзьями, но мне было непонятно, что делать. В один прекрасный день я взяла отпуск «на подумать», а выйдя из него, написала заявление на увольнение по собственному желанию.

Совершенно не знала, чем хочу заниматься, но точно знала, чем не хочу — налогами и финансами. Однако это понимание не особо помогало в поисках нового пути. С одной стороны, иди куда хочешь — перед тобой все дороги открыты. С другой — перед тобой плотный белый туман, и ты не знаешь, что за ним. Очень двоякое ощущение.

Друзья, коллеги, семья — все говорили одно и то же: «Ты с ума сошла? Так не делают, у тебя все прекрасно». Все полагали, что я буду жалеть о принятом решении. Но я собиралась уходить из юриспруденции не для того, чтобы меня кто-то понял, а чтобы задуматься, чем заниматься дальше. Мне было 44 года, впереди еще полжизни, и я не хотела вот так бессмысленно каждый день ходить на работу.

Два года «не хочу»

Два года прошли в исканиях. В какой-то момент я решила, что мне нужно хвататься за любой маломальский интерес и работать в этом направлении с отвагой самурая. Чего только не перепробовала: почти открыла бизнес-отель, запустила кофейню по франшизе, основала агентство юридических услуг. В результате добавились еще какие-то «не хочу», не появлялось только «хочу».

Снова обращалась к карьерным коучам. Один из них спросил: «Чем ты занималась всегда, когда работала, чтобы добавить в жизнь драйва?» Вспомнила, что всегда ходила и хожу на выставки и в музеи, но считала, что это полная ерунда, потому что не понимала, как это можно превратить в дело, тем более в дело жизни.

Тогда и возникла идея глубокого погружения в сферу искусства. Три месяца училась на курсах арт-менеджмента. Было необычно: ментальность арт-среды кардинально отличается от ментальности среды бизнесовой. Но это, скорее всего, и стало тем катализатором, который запустил изменения. Именно во время учебы я приняла решение создать галерею современного искусства. Сейчас ей почти три года.

Наталья Хацела на лекции «Основные ошибки дизайнеров при выборе картин для интерьера»

Очертания бизнеса

Сначала рассматривала возможность запустить офлайн-проект. Но арендные ставки коммерческой недвижимости в столице делали финансовую модель галереи нерабочей. Решила просчитать модель онлайн-галереи. Оказалось намного симпатичнее в плане финансов и затрат. Плюс у меня было убеждение, что все больше видов деятельности переходят в онлайн, это уже действующий тренд, который вряд ли пойдет на убыль.

Изучила работу онлайн-галерей, мне как юристу и финансисту были видны все ошибки, которые делают их владельцы. Это помогло понять, что запуск галереи — классная идея. У меня загорелись глаза.

Придумала название, заказала фирменный стиль и сайт. Но было стойкое ощущение, что я самозванка, и у всех на виду мой бэкграунд — юрист-налоговик, которая с какого-то перепугу создала галерею. Это действительно меня беспокоило. Казалось, что придет кто-то «большой» и «взрослый», покажет на меня пальцем и скажет: «Да кто ты такая? Ты в этом не разбираешься, у тебя нет такого образования…» Еще понимала, что за мной начнут пристально следить все игроки рынка, и от этого хотелось просто прекратить все попытки.

В самом начале на предложения о сотрудничестве откликнулись только молодые художники, и это было ожидаемо. Мы проработали так два или три месяца, и в итоге я поняла, что нужен человек, который будет профессионально отбирать художников, критически оценивать уровень их техники и профессионализма. Так появился куратор галереи (искусствовед), а впоследствии — дизайнер интерьеров, юрист, PR- и SMM-менеджеры. Все системно и логично.

Позже мы были вынуждены расстаться с некоторыми художниками, выразив, конечно, огромную благодарность за то, что они дали возможность стартануть. Мы стали обращаться к художникам с именем, музейного уровня, чьи работы приобретены Третьяковской галереей, Русским музеем и прочими государственными организациями.

Мне нравится!

Мне нравится жизнь, которая у меня сейчас. Мне нравится общаться с клиентами, которые покупают у нас картины. Что интересно и показательно: все наши покупатели — из бизнес-среды. Это топ-менеджеры, владельцы компаний, чиновники высокого уровня. Так получилось потому, что я сама из этой среды, и вся моя команда — организованная, четкая и понятная. Бизнес-аудитории это нравится.

Благодаря опыту работы в корпорациях я выстраиваю бизнес галереи по принципу бизнес-модели крупной организации. Серьезные художники говорили мне, что первый раз видят такой подход, и удивлялись, что мы заключаем договор, предоставляющий им гарантии, — для России это просто нонсенс, причем со знаком плюс.

Три совета

Если бы сейчас у меня спросили: «Что мне делать, если я хочу уйти с работы и не знаю куда?» — я бы дала три простых совета.

Первый: забудьте о том, что вы умеете. Выкиньте из головы все свои навыки. Потом, когда поймете, чем хотите заниматься, они пригодятся, но, когда вы определяетесь, текущие умения стандартно приведут к тому, от чего вы хотите уйти. Я неоднократно составляла списки своих навыков, и если бы пришла с ними к карьерным консультантам, они сказали бы мне: «Наталья, исходя из ваших умений, вам надо работать налоговым юристом очень высокого уровня».

Второй совет: вытащите на поверхность все, что вам маломальски интересно, вспомните даже детские увлечения. Это очень простой совет, но очень действенный. Когда вы начнете вспоминать, что интересовало вас в детстве, юношестве и зрелом возрасте, то поймете, что есть ниточка, которая все это связывает. От этого и нужно отталкиваться.

Третий совет: когда решили, что вам интересно, но не знаете, что с этим делать, побудьте неделю в шкуре этого профессионала. Это легко сделать, не бросая работу, никуда не уезжая, не кидаясь в омут с головой. Например, вы хотите играть на гитаре, но работаете в банке. Возьмите отпуск на неделю и представьте, что вы гитарист-виртуоз, который переехал в другой город, и вам надо как-то устроиться.

Допустим, вы планируете учить играть детей на гитаре. Я бы позвонила в детские учреждения дополнительного образования и сказала: «Я гитарист, ищу работу и хотела бы организовать кружок для детей, возможно ли это?» Дала бы объявление о предложении своих услуг на разных сайтах. Зарегистрировалась бы в разных музыкальных пабликах, общалась бы с настоящими музыкантами. Речь не идет о том, чтобы реально найти работу, — надо пожить жизнью этого человека. Пообщаться на интересную для вас тему так, как будто вы уже профессионал в этой сфере. Так вы поймете — что ваше, что нет. Точно поймете!

Читайте ещё