Интересное

YouTube-герои. Кто из бизнесменов больше всех зарабатывает в соцсетях

26 октября 2020

6 мин

Поделиться в соцсетях

«Сбер Бизнес Про» составил рэнкинг блогов о бизнесе. Помимо многочисленных инфобизнесменов мы нашли блоги реальных предпринимателей и выяснили, зачем им это нужно, сколько стоит и какой приносит результат?

Как мы считали

Компания «Медиалогия» выгрузила пул русскоязычных блогов о бизнесе и ранжировала их в соответствии со своим индексом SM Influence average за сентябрь — ноябрь 2019 года. SM Influence — это индекс влиятельности социального медиа. Показатель учитывает суммарную вовлеченность канала (комментарии, лайки) и количество публикаций. Индекс распределяется по шкале и варьируется от 0 до 1000 пунктов.

Мы вручную убрали из списка блоги об инвестициях в недвижимость и ценные бумаги, блоги, посвящённые личным финансам, и добавили некоторые предпринимательские блоги, которые поисковые алгоритмы «Медиалогии» не нашли. А также внесли открытую информацию о количестве подписчиков и совокупных просмотрах блогов (на 17.01.2020) на дату запуска блога.

Ранжировать блоги решили по SM Influence: это наиболее актуальная информация на конец прошлого года. Некоторые популярные предпринимательские блоги, например канал Олега Тинькова, перестали обновляться, а нам было важно найти актуальных блогеров.

Мы изучили контент всех участников топ-30 и разделили блоги по модели монетизации на несколько категорий: «инфобизнес» — основные доходы блог получает от образовательных программ, «медиа» — зарабатывает на рекламе, в категорию «бизнес» мы включили, собственно, предпринимателей, которые продвигают свои продукты или преследуют просветительские цели.

Топ-30 блогов на YouTube о бизнесе

Источник: СБЕР БИЗНЕС ПРО по данным Медиалогии

Блог как бизнес

YouTube — это новое телевидение, только с низким порогом входа, отсутствием цензуры и международным потенциалом. Ещё в 2018 году YouTube в России обогнал по аудитории все телеканалы, кроме «Первого». Аудитория сервиса охватывает 82% населения России. И это вовсе не только молодежь, та уходит в TikТок и Likee. По официальным данным Alphabet, костяк российской аудитории YouTube — пользователи в возрасте от 25 до 44 лет.

охват аудитории YouTube в России

Конечно, предпринимательские истории далеко не самый востребованный контент на YouTube. Блоги о бизнесе собирают на порядок меньше просмотров, чем лайфстайл-репортажи, обзоры фильмов или распаковка игрушек.

Неудивительно, что первую строчку топ-30 блогов о бизнесе с колоссальным отрывом занял «Трансформатор» (№ 1 в топ-30) Дмитрия Портнягина, похожий на популярный лайфстайл-блог «Дневник хача» (5,6 млн подписчиков и около 900 млн просмотров). Малый предприниматель Портнягин, занимавшийся поставками из Китая, одним из первых в России подошёл к созданию делового блога как к бизнесу. На запуск и раскрутку канала потратил более 200 тысяч долларов, нанял профессиональную команду и стал делать выпуски каждую неделю.

у лайфстайл-блога «Дневник хача»

В итоге Дмитрий заработал неоднозначную репутацию (в основном его критикуют за то, что он выдаёт себя за крупного бизнесмена и сотрудничал с «Бизнес Молодостью»), но тем не менее у него получилось создать успешное медиа: одна рекламная интеграция, по словам заказчиков, сейчас обходится около 1 млн рублей.

Портнягин скорее исключение из правила. Большинство предпринимателей на YouTube не стремится зарабатывать на рекламе и превращать всю свою жизнь в реалити-шоу, их цель — продвигать личный бренд и свой основной бизнес. Просмотров у них меньше, зато и аудитория более целевая.

у блога «Трансформатор»

Танцующий миллиардер

Основатель компании «Технониколь», миллиардер Игорь Рыбаков называет одной из основных своих целей — популяризацию предпринимательства. Для этого он организовывает бизнес-клубы, пишет книги, выступает на форумах и снимает блог на YouTube (№ 6 в топ-30). Там он даёт советы начинающим и берёт интервью, например, у основателя «Связного» Максима Ноготкова, гендиректора Wildberries Татьяны Бакальчук и отца бойца Хабиба Абдулмана Нурмагомедова.

Игорь Рыбаков превращается из бизнесмена в шоумена

По словам PR-директора Игоря Рыбакова Глеба Климентьева, бюджеты на рекламу в digital обогнали традиционные медиа, успешные выпуски в YouTube цитируют десятки СМИ. Для оценки эффективности продвижения используется внутренняя система iR Points, включающая как просмотры-лайки, так и комментарии: их количество и тональность.

По словам Климентьева, на канале Игоря Рыбакова больше всего просмотров собирают не только длинные интервью с известными людьми, но и простые ролики, где Рыбаков на камеру смартфона рассуждает о лени или деньгах.

Недавно предприниматель завёл TikTok, где танцует с деньгами и играет в напёрстки с футлярами для AirPods. Каждый канал направлен на свою аудиторию: бизнес-клуб «Эквиум» — на состоявшихся предпринимателей, «Преактум» и TikTok — на подростков, YouTube, Telegram — на самую разную интернет-аудиторию.

Рыбаков пока не занимается рекламными интеграциями. Но за счёт развития личного бренда и большой аудитории в социальных сетях продвигает свои бизнес-проекты. По сути, они получают бесплатный PR. При этом для самого Рыбакова соцсети не только способ продвижения личного бренда, но и в меру эксцентричное хобби.

Себя показать и блог посмотреть

Видеоблог «Братья Чебурашкины» (заняли 34 позицию и не попали в топ-30), созданный владельцами одноимённого производителя молочных продуктов, начался с желания Владислава Чебурашкина и его партнёра по бизнесу Ивана Соломахи посмотреть страну и познакомиться с такими же, как и они сами, идейными предпринимателями.

Из желания путешествовать и общаться решили извлечь дополнительную пользу: сделать видеопроект, который рассказывал бы покупателям, партнёрам и поставщикам о фамильном бренде, за которым стоят реальные люди.

Владислав Чебурашкин (слева) и Иван Соломаха объездили всю Россиию в поисках реальных предпринимателей

В январе 2019 года Владислав и Иван стали ездить по стране и снимать видео с местными предпринимателями. «Основные критерии отбора героев помимо географической локации — это должен быть реальный проект, в который человек инвестировал морально и материально, — говорит Владислав Чебурашкин. — Не хобби и не побочный бизнес (свой или родственника); отсутствие у предпринимателя инфобизнеса, преобладающего над данным проектом (блоги, коучинг); отсутствие протекции со стороны госструктур. На взлёте или падении находится бизнес — неважно: и то, и другое поучительно и интересно».

Сегодня у канала на YouTube более 23 тысяч подписчиков и 3,5 млн просмотров. Самый популярный выпуск за год — разговор с Антоном Юрковым, владельцем столярной мастерской «Креатум» в Ленинградской области.

Выжить в кризис

Александр Дубовенко, глава компании Good Wood, проектирующей загородные дома под ключ, задумался о собственном блоге на YouTube 2,5 года назад. В отличие от Рыбакова и Чебурашкина у него была конкретная цель — продвигать свой продукт, дома из клееного бруса.

«Стало понятно, что соцсети набирают обороты и присутствовать нужно обязательно во всех. YouTube — это обязательно личная история и бренд, и я решил этим заняться всерьёз», — вспоминает Дубовенко. Толчком послужило знакомство с Портнягиным и рекламная интеграция в видеоблоге «Трансформатор»: Александра начали узнавать на улицах, посещаемость сайта резко выросла.

Александр Дубовенко делает реалити-шоу на стройке домов

Сегодня блог Good Wood Строительство домов (№ 15 в топ-30), по словам Дубовенко, смотрят в основном мужчины средних лет, многие из них — бизнесмены или профессионалы, связанные со строительством.

Я смотрю всех российских блогеров, связанных со строительством, отделкой, земельными участками. И сейчас вся отрасль воспринимает нашу деятельность на YouTube как эталон, и все стремятся двигаться в эту сторону.

Александр Дубовенко

глава компании Good Wood, проектирующей загородные дома под ключ

Главным результатом Александр считает рост узнаваемости в профессиональной среде и доверия к бренду: «Заказчиков стало больше, хотя конкретный результат измерить сложно. Но сейчас невозможно представить, как мы бы смогли вырасти в кризис и выжить без YouTube-канала».

Продвигать личный бренд и свой бизнес на YouTube решила и директор агентства PR Partner Инна Анисимова, которая открыла свой бизнес-блог в формате ток-шоу летом 2019 года. Герои проекта — заказчики агентства, партнёры и просто профессионалы рынка.

Очень важно, чтобы спикер мог рассказать о фишках, а не лил воду. Люблю, когда люди открыто обсуждают опыт, включая ошибки, описывая проекты и предлагая идеи. Охотно приглашаем наших клиентов, ведь интервью — это дополнительная точка контакта с ними.

Инна Анисимова

директор агентства PR Partner

Видеоканал нацелен на аудиторию, которая заинтересована темами PR и маркетинга, в частности на представителей малого и среднего бизнеса. О каких-то результатах деятельности говорить пока рано, считает Анисимова, однако, несмотря на небольшое количество подписчиков канала (500 человек, суммарное число просмотров видео — 250 тысяч просмотров), почти 20% трафика на сайт агентства уже идёт из YouTube.

Раньше формальное наличие любого видео уже выделяло вас среди конкурентов. Например, отзыв клиентов на камеру: «Мы хотим выразить благодарность компании „Ромашка“ за то, что они сделали нам очень хороший сайт». Сейчас это смотрится формально и крайне нелепо.

Сейчас модно снимать длинные интервью «как у Дудя», но такие проекты быстро появляются и быстро умирают, если вы, конечно, не Дудь. На первое место встал не хронометраж, а концепция продукта, сторителлинг и неравнодушное содержание. Безликий, мёртвый контент просто пролетит мимо, не зацепив зрителя и не решив никакой бизнес-задачи.

Дмитрий Богданов

генеральный продюсер агентства «Ривелти»

Что почем?

Одно из важных достоинств YouTube — здесь не нужно телевизионное качество картинки. Теоретически для старта может хватить обычного смартфона, на практике — нескольких сотен тысяч рублей.

Команда Игоря Рыбакова первое время тратила на съёмки каждого ролика около 200 тысяч рублей, но затем решила бюджет сократить, так как затраты на видео никак не влияли на количество просмотров. Сейчас каналом занимается один штатный сотрудник, который иногда привлекает оператора и монтажёра. Затраты сократились в несколько раз.

Стоимость производства одного своего видеоролика Инна Анисимова оценивает в 30 тысяч рублей. Столь низкая цена объясняется потоковым производством: съёмочный день проводится раз в 2 месяца, за смену делается порядка 6—8 интервью подряд.

Как только блогеры отходят от простых в реализации жанров интервью или рассуждений перед камерой, ценник взлетает в разы. Например, ролик, где Портнягин тестирует Ferrari и Rolls-Rоусе в песках ОАЭ, обошёлся ему в 1 млн рублей. Каждую серию роад-муви Чебурашкина эксперты оценили в 200 тысяч рублей.

Александр Дубовенко говорит, что на съёмки и монтаж тратит 300 тысяч рублей в месяц, не считая командировочных расходов. Например, слетать четырём людям в Японию стоило 600 тысяч рублей, так что часто команда совмещает съёмки и деловые поездки.

Ещё одна статья расходов начинающего блогера — продвижение. Органически подписчики и охваты у нового блога будут расти очень медленно, а шансы стать вирусным у делового контента невелики. Самый простой и самый дорогой путь — купить рекламные преролл-ролики у самого YouTube (1-2 рубля за показ). Но можно действовать хитрее: покупать рекламу у блогеров со схожей тематикой, устраивать конкурсы среди подписчиков (Портнягин разыгрывал 1 млн рублей), привлекать подписчиков из соцсетей. Например, Дубовенко тратит на продвижение своего канала 300—400 тысяч рублей в месяц. Глеб Климентьев утверждает, что на продвижение роликов Рыбаков не тратится вовсе: Дмитрий Портнягин (№ 1 в топ-30), Евгений Черняк (№ 2 в топ-30) и Оскар Хартман (№ 4 в топ-30) продвигали канал миллиардера «по дружбе».

Процесс съёмок у меня отлажен. Я придумываю идею, обсуждаю её в чате. Продюсер Анастасия собирает в нужном месте съёмочную группу и организует дополнительные процессы, если нужно. Я приезжаю, меня уже ждут, все подсъёмы сделаны. Мы быстро записываем, и я уезжаю. Потом идёт процесс монтажа. Черновой материал я смотрю, но, как правило, замечаний нет — мы с Настей на одной волне. В процессе производства ролика, естественно, привлекаем монтажёров, операторов, иногда звуковиков. Кто-то потом ещё делает плашки, отдельная команда занимается выкладкой ролика, SEO и продвижением в Google Adwords и интеграциями. Все планирование идёт в Trello.

Александр Дубовенко

основатель компании Good Wood

Не врать и писать звук

Работать с видео не так просто, как может показаться на первый взгляд. «Первый блин оказался комом. Мы выбрали подрядчика по видео, который во время съёмки не смог отследить качество записываемого звука. Обнаружилось это, когда начали монтировать ролики. Три интервью из семи оказались сняты впустую, так как звук вообще не записался. Пришлось приглашать спикеров повторно», — рассказывает Инна Анисимова.

У «Братьев Чебурашкиных» тоже не обошлось без проблем: «Сначала мы попробовали работать с одной камерой, оператор которой был звукорежиссёром и монтажёром одновременно. Было классно работать, но конечный продукт мы забраковали», — рассказывает Владислав Чебурашкин. Сейчас бизнесмены работают с профессиональной аутсорс-командой.

Впрочем, аудитория YouTube готова простить блогеру размытую картинку и скачущий звук, а сложная техника, например дроны, нужны только для репортажей на природе. Хуже всего люди реагируют на обман и фальшь. «Наша большая ошибка — расстрел стеновых материалов из фейкового танка. Я думал, это смешно и прикольно. Но зрители увидели, что танк фейковый, хотя я это и не скрывал, и мы получили кучу негатива. Получились дорогие съёмки, но абсолютно бесполезные», — рассказывает Александр Дубовенко.

Поделиться в соцсетях

Статья была вам полезна?

Да

Нет