Интересное

Сила упорства и красоты. Что общего у балета и бизнеса

25 декабря
6 минут
Поделиться в соцсетях
Арсений Суржа

Арсений Суржа

театральный критик, историк балета и автор телеграм-канала «Арс вивэнди»


Бизнес нередко сравнивают с искусством, ведь вести его без доли креатива невозможно. Что общего у бизнеса и балета? На этот вопрос отвечает театральный и балетный критик Арсений Суржа. 



Иерархия и аудитория

Последние сто лет балет и есть бизнес, он существует по законам рынка. На каждую труппу работает отряд маркетологов, PR- и SMM-специалистов, которые занимаются её продвижением. Театры ведут соцсети, рассказывают о премьерах, транслируют балеты, выкладывают образовательные видео и устраивают розыгрыши билетов. Есть специалисты, которые выстраивают репертуар так, чтобы классико-романтические балеты («Жизель», «Лебединое озеро») перемежались со спектаклями-блокбастерами (это «Корсар», «Дон Кихот») и современными балетами. Они следят за тем, чтобы в афише зритель не натыкался среди недели на балеты одного сорта («Жизель» и «Сильфиду»), а смотрел спектакли разных темпераментов, стилей и эпох. Иначе привлечь зрителя невозможно. 


Кроме того, балет, как и бизнес, держится на иерархии. В балете обычно начинают с низов — с позиции артиста кордебалета. Но у танцовщика есть все шансы дослужиться до балерины или премьера при наличии таланта и упорства.  


Балет, как и бизнес, ориентирован на публику. Театральное руководство изучает аудиторию, для которой производит продукт, понимает, какие запросы у его зрителя. Успешную модель репертуара демонстрирует Михайловский театр. Он ориентируется на среднестатистического зрителя, который приходит на балет наслаждаться, а не выглядывать пятые позиции, читать содержание и интеллектуально трудиться. Михайловский адаптирует балеты под зрителя ситкомов: укорачивает, убыстряет и осовременивает спектакли; показывает вместо незрелищной классики блокбастеры типа «Спартака»; делает ставки на комедии («Тщетная предосторожность», «Светлый ручей») и детские спектакли («Конёк-горбунок» и «Золушка»). Повторюсь, это, скорее, успешный бизнес-проект, чем театр.


Притягательность бренда


В балете случались события, которые оказывали серьёзное влияние на бизнес. Ярчайший пример — появление «Русских сезонов» Сергея Дягилева в Париже. По сути, «Русские сезоны» повлияли на становление шоу-бизнеса во всём мире. Дягилев создал продукт, который можно продавать: симбиоз музыки, моды, живописи и танца. Балет стал искусством широкой публики, а не избранных: его популярность привела к массовому увлечению танцем. 


Интересно, что в бизнесе бренд «Русские сезоны» и фамилию Дягилева используют до сих пор: выставки, трибьют-концерты, даже гастрономические фестивали бывают вдохновлены этой темой и эпохой.



Уроки мастерства

У бизнесменов и артистов балета больше общего, чем кажется на первый взгляд. И первым точно есть чему поучиться у вторых.


143.jpg


Первое и главное — это, конечно, дисциплина. Высокий результат невозможен без долгой и кропотливой работы, поэтому бизнесмену не стоит рассчитывать получить всё и сразу: успех приходит со временем.


Второе — это осознанность. Танцовщик внимательно наблюдает за своим телом, ведь его главный рабочий инструмент — это он сам. Бизнесменам тоже не стоит откладывать визит к врачу, если тело даёт знать о сбоях. К себе и к своему делу нужно относиться бережно, без этого невозможно достичь больших высот.


Третье — коммуникабельность и умение выстраивать общение с внешним миром. Социальные сети расширяют возможности артистов заявить о себе, построить личный бренд и творчески реализоваться. Кроме того, у их подписчиков есть возможность погрузиться во «внутреннюю кухню», заглянуть за кулисы, что всегда любопытно. Выход в публичность и взаимодействие с людьми — ценный опыт, который может пригодиться и бизнесу.


Что ещё общего у бизнеса и искусства, как они меняют друг друга и мир вокруг, читайте в нашем спецпроекте.



Что и зачем смотреть

Я рекомендую предпринимателям внимательно изучить балеты «Русских сезонов» Дягилева: каждый из них — безупречный рыночный продукт.


«Русские сезоны» интересно смотреть: в них максимально сконцентрированы музыкальная, танцевальная и живописная образности. Среди постановок, которые я могу посоветовать, — «Шехеразада», «Лебедь», «Карнавал», «Петрушка». Их стоит смотреть «с лупой» и анализировать, чем они понравились публике, ведь каждая из них собирала полные залы в Париже, Лондоне, Берлине и других городах с искушённой публикой. Ответ на этот вопрос у каждого человека будет свой, но, найдя его, он точно сможет применить его в своём деле.


Нельзя не отметить «Щелкунчика»: спектакль стал культурным явлением, благодаря которому зарабатывают не только театры, но и, например, рестораны. Они устраивают тематические ужины, а в канун Нового года и Рождества приглашают артистов, которые исполняют партии из этого легендарного балета Петра Ильича Чайковского. 


Чтобы тренировать насмотренность, я советую ходить буквально на всё. Не берите билеты сразу на трёхчасовой спектакль, начинать лучше с коротких постановок. Советую «Жизель». Из крупных рекомендую балеты «Дон Кихот», «Корсар» и «Спартак», это блокбастеры, яркие и динамичные. Они будут одинаково интересны и мужчинам, и женщинам, а их сюжет увлечёт и ребёнка.


У бизнеса есть общее и со спортом. Что именно? Об этом рассказывает Ирина Винер, президент Всероссийской федерации художественной гимнастики, главный тренер российской сборной.






  • СберПро Медиа теперь можно читать в «Телеграме» и «Дзене». Чтобы быть в курсе важных трендов, свежих кейсов лидеров бизнеса и мнений ведущих экспертов, следите за нами в телеграм-канале. Развитие навыков управления, личностный рост, актуальные подходы в маркетинге, новинки бизнес-литературы — эти темы мы подробно рассматриваем в «Дзене».

Статья была вам полезна?

Да

Нет