Интересное

Цифровой забег: пять компаний, которые меняют подход к спорту

30 июля 2021

6 мин

Поделиться в соцсетях

Сегмент sports tech трансформирует классические подходы к профессиональному и любительскому спорту. По данным исследования компании MarketsandMarkets, глобальный рынок спортивных технологий вырастет в 2021 году до 17,9 млрд долларов. Прогноз роста к 2026 году — 40,2 млрд долларов со среднегодовыми темпами 17,6%. Появляются специализированные венчурные фонды: Sapphire Sport, Courtside Ventures, Hype Capital, Fullstack Sports Ventures и другие.

За несколько последних лет в профессиональном спорте были адаптированы такие технологии, как аналитика данных, «умные стадионы», носимые устройства (wearables) и цифровые вывески (digital signage). Эти достижения технической мысли применяются для повышения эффективности спортивных команд и отдельных спортсменов, привлечения болельщиков и создания новой «интеллектуальной» инфраструктуры в спорте.

В любительском спорте и фитнесе несколько компаний успели создать громкие истории и стать поистине незаменимыми в период локдаунов из-за пандемии. Фитнес-платформы помогали людям заниматься различными видами спорта и физических упражнений, не покидая дома, а носимые устройства — отслеживать физическое состояние и при занятиях, и в обычное время, что стало особенно актуальным на фоне роста беспокойства о своём самочувствии и симптомах COVID-19. Один из наиболее футуристичных «домашних» проектов — Mirror, предлагающий интерактивную панель-зеркало для фитнеса — в прошлом году был приобретён компанией-поставщиком спортивной одежды Lululemon за 500 млн долларов.

Среди спортивных инноваторов не так часто можно встретить «единорогов» — компании с оценкой от 1 млрд долларов. И располагаются они не так близко к первым позициям в списке самых дорогих технологических компаний, как проекты из сфер e-commerce, финтеха или SaaS. Одно из объяснений — высокая фрагментированность глобального рынка. Множество разных видов спорта, страновая специфика, дифференциация потребностей разных возрастных групп пользователей ограничивают потенциал роста проектов sports tech объёмом конкретного сегмента рынка. Ещё одним препятствием на пути к оценке в миллиард являются M&A-сделки стратегических партнёров, от которых предприниматели не в силах отказаться. Так, в период пандемии Google, Nike, DraftKings и другие крупные компании совершили ряд сделок по приобретению проектов в таких сферах, как фитнес, киберспорт, ставки на спорт, телерадиовещание и спортивная аналитика.

Мы отобрали несколько перспективных компаний sports tech, которые продолжают идти к успеху самостоятельно.

Hudl

Год запуска: 2006

Пользователи: более 180 000 команд и 6 млн пользователей по всему миру

Направление: футбол, баскетбол, волейбол и другие командные игры

Владельцы: Agile Sports Technologies (США), основанная Дэвидом Граффом, Джоном Вирцем и Брайаном Кайзером

Платформа Hudl даёт тренерам и спортсменам инструменты для улучшения командной игры с помощью записи и просмотра видеонарезок с комментариями и статистикой — анализом игр и эффективности спортсменов. В числе активных пользователей — представители профессионального и молодёжного спорта. В медиатеке Hudl собрано более миллиарда видеороликов.

В 2019 году Agile Sports Technologies поглотила компанию по аналитике данных Wyscout — одного из лидеров в сфере выявления перспективных игроков (скаутинга). Благодаря объединению этих сервисов спортивные клубы и тренеры, не обладающие собственными разработками в области аналитики данных, получили возможность принимать взвешенные командные решения и привлекать подходящих игроков. По данным Crunchbase, за свою историю Hudl привлекла от инвесторов 230 млн долларов. Детали последнего инвестраунда в мае 2020 года от Bain Capital Tech Opportunities не раскрывались, но сервис уже мог приблизиться или достичь оценки в миллиард долларов.

Strava

Год запуска: 2009

Пользователи: 76 млн 

Направление: любительский бег и велосипед

Владельцы: Марк Гейни и Майкл Хорват

Strava — это социальная и тренировочная платформа для бегунов и велосипедистов. Пользователи могут анализировать данные о своих тренировках, сравнивать их и соревноваться друг с другом, делиться данными в социальных сетях. Платформа даёт возможность записывать маршруты с помощью GPS и предоставляет аналитику по тренировкам, помогает ставить и отслеживать цели, планировать маршруты на местности и собирать группы для совместной активности. В 2020 году компания каждый месяц получала по 2 млн новых пользователей, согласно её собственным данным. Новый раунд финансирования в ноябре прошлого года в объёме 110 млн долларов, лидируемый TCV и Sequoia Capital, позволил Strava войти в клуб «единорогов» с оценкой в 1,5 млрд долларов.

Peloton

Год запуска: 2012

Пользователи: 4,4 млн 

Направление: домашний фитнес

Владельцы: Джон Фоли

Поставщик велотренажёров и беговых дорожек, объединённых на IT-платформе с интерактивными программами и медиазаставками для тренировок в домашних условиях, несмотря на очевидное преимущество для такого бизнеса в период локдаунов, находится в сложной ситуации. В 2021 году компания была вынуждена отозвать все беговые дорожки после серии связанных с ними травм и гибели ребёнка.

Котировки Peloton, вышедшей на биржу в 2019 году, находятся ниже уровней начала 2020 года, до начала «ковидной распродажи». Компания активно развивает цифровое направление, предлагая онлайн-тренировки без приобретения своего оборудования. Число digital-only подписчиков составляет 900 000, стоимость подписки 12,99 доллара в месяц. Новые тарифы для digital-программ — шаг по пути демократизации, подписка для владельцев тренажёров обходится в 39 долларов, а стоимость оборудования составляет несколько тысяч долларов. Следующий возможный шаг компании — выпуск носимых устройств. Руководитель компании Уильям Линч считает, что, получив положительный опыт занятий дома, пользователи продолжат использовать сервис и после снятия ковидных ограничений.

Zwift

Год запуска: 2014

Пользователи: более 3,4 млн

Направление: домашний фитнес в игровом интерфейсе

Владельцы: Джон Мэйфилд, Эрик Мин, Скотт Барджер и Аларик Майрин

Zwift при помощи игровых интерфейсов в трёхмерном пространстве (3D VR) превращает рутинную пробежку или сеанс велосипедной езды на домашнем тренажере в захватывающий геймифицированный опыт. Секрет успеха — в совмещении игрового подхода и тренинга. Компания синхронизирует виртуальную среду и нагрузку тренажёра, реалистично имитируя, например, подъём в гору. Компания привлекла особое внимание своей активностью на фоне закрытия прямых трансляций в пандемию. Компания провела ряд громких мероприятий в 2020 и 2021 годах, таких как, например, первый виртуальный Tour de France, собравший 117 000 участников. В сентябре 2020 года проект привлёк 450 млн долларов средств венчурных инвесторов, достигнув оценки в 1 млрд долларов. Компания рассматривает вопрос начала выпуска оборудования для тренировок в дополнение к программному обеспечению.

Whoop

Год запуска: 2011

Пользователи: нет данных

Направление: универсальный фитнес-трекер

Владельцы: Уилл Ахмед

Whoop представляет собой «умное» носимое устройство для мониторинга и анализа физической активности. Устройство непрерывно отслеживает частоту сердечных сокращений пользователя, вариабельность сердечного ритма, определяет интенсивность тренировки. Также Whoop мониторит сон и время для восстановления. Спортсмены и их тренеры могут сбалансировать тренировки на основе данных о напряжении и восстановлении организма. Это помогает уменьшать вероятность травм и прогнозировать результативность, заботиться о здоровье в целом. Трекер популярен среди многих профессиональных спортсменов, что служит отличной рекламой. К тому же некоторые из них наряду с SoftBank и другими венчурными фирмами стали инвесторами в раунде на 100 млн долларов осенью 2020 года, когда с оценкой 1,2 млрд долларов Whoop достиг статуса ещё одного спортивного «единорога». В период пандемии при помощи устройства пользователи отслеживали симптомы COVID-19. Компания не разглашает число клиентов, но отмечает их значительный прирост в 2020 году.

Поделиться в соцсетях

Статья была вам полезна?

Да

Нет