Все включены: что музеи предлагают посетителям с инвалидностью
  • Интересное

Все включены: что музеи предлагают посетителям с инвалидностью

  • 6 мин
  • 536

Музеи по всему миру работают над тем, чтобы создать комфортные условия для всех категорий посетителей: в ход идут VR и 3D, мобильные приложения и AR-навигация, помогает специальный конструктив зданий и сопровождение экспонатов. СБЕР Про собрал наиболее интересные решения как в России, так и за рубежом.

Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина

Инклюзивные решения

В России живёт порядка 12 млн людей с инвалидностью. Для того чтобы создать комфортные условия для всех посетителей, музеи внедряют программы, направленные на создание доступной среды. Среди тех, кто помогает её создавать, активно присутствует Сбер: при его поддержке реализуется проект «Инклюзивный музей».

В России комплексную программу «Инклюзивный музей» по созданию безбарьерной среды в культурных институциях реализуют Российский комитет Международного совета музеев (ИКОМ России) в партнёрстве с АНО «Колесо обозрения» и Сбером. Цель проекта — сделать так, чтобы детям и подросткам с инвалидностью, в первую очередь связанной с особенностями ментального развития, было комфортно в музеях. В рамках программы сотрудники учреждений проходят необходимое обучение, а также проводится Всероссийская инклюзивная акция «Музей для всех», цель которой — продвижение ценностей инклюзивной культуры в обществе. Сами музеи могут принять участие в конкурсе на грант, представив свой проект для детей с особенностями ментального развития по двум номинациям — «Инклюзивный старт» и «Инклюзивное развитие».

«Способствуя посещению музеев людьми с инвалидностью, финансируя создание методик и инструментов для работы с такими посетителями, мы вносим свой вклад в устойчивое формирование общества равных возможностей», — подчёркивает Марина Михайлова, программный директор Благотворительного фонда Сбера «Вклад в будущее».

Татьяна Завьялова

старший вице-президент ПАО Сбербанк

Татьяна Завьялова

старший вице-президент ПАО Сбербанк

«Мы считаем, что инклюзивные практики — это важнейшее направление, которое объединяет культуру и бизнес. В нём есть очень понятная общая цель — создание среды, в которой произведения художников, режиссёров, артистов становятся доступными для всех без исключения. Нам бы очень хотелось, чтобы наши усилия помогли прикоснуться к произведениям искусства тем, кто ранее был лишён такой возможности», — подчёркивает старший вице-президент ПАО Сбербанк Татьяна Завьялова.

За 4 года существования проекта «Инклюзивный музей» ему удалось добиться значительных успехов, считает Инна Ширшова, руководитель направления «Инклюзивная среда» Благотворительного фонда Сбера «Вклад в будущее». «Мы сумели не только ввести в широкую общественную повестку тему доступности музеев для людей с инвалидностью, но и объединить экспертизу музеев и НКО, разработать целый пласт методических материалов, благодаря которым практически во всех российских регионах появились адаптированные музейные программы», — отмечает она.

Выставка картины С. Боттичелли «Мадонна делла Лоджиа» и тактильной копии картины во Владивостоке, 2019

Среди российских музеев-участников проекта «Инклюзивный музей» есть те, которые внедряют стандарты доступной среды как базовый принцип. Как рассказала Вера Шенгелия, заместитель генерального директора Политехнического музея по работе с посетителями, здание Политеха, которому уже 150 лет, сейчас переживает реконструкцию, основной принцип которой — сделать его удобным для людей с инвалидностью. Для этого при музее был создан Совет по доступности, в который входят люди с разными типами инвалидности, представители сообществ и НКО. «Они помогают нам принимать правильные решения не только с точки зрения нормативов, но и удобства и универсальности», — поясняет Шенгелия. Например, это дублирование малодоступных выставочных зон в цифровом или мультимедийном формате. «От этого выигрывают самые разные посетители — те, кто пользуется колясками, родители с детьми, люди старшего возраста или жители других городов», — говорит Шенгелия. Кроме того, большие планы у музея связаны с его открытием после реставрации. Политех планирует создать словарь научных терминов на русском жестовом языке, а также использовать разные способы адаптации выставок для незрячих посетителей — например, с помощью сонификации (когда физические явления передаются с помощью звука). «Однако самое главное — мы хотим, чтобы музей стал площадкой для проектов людей с инвалидностью и трибуной для тех, кого до этого не было слышно», — подчёркивает Шенгелия.

Ещё один участник проекта и партнёр Сбера — ГМИИ им. А. С. Пушкина — запустил программу «Доступный музей» в 2016 году. «Сегодня мы проводим экскурсии на жестовом языке, мероприятия с тифлокомментированием, творческие мастер-классы для детей и подростков с особенностями развития, а также дискуссии с профессионалами, родителями, тьюторами и экспертами, посвящённые работе с посетителями с инвалидностью», — рассказала Евгения Киселёва, куратор направления доступности музея.

Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, выставка «Видеть невидимое»

В музее современных искусств «Гараж» подход к инклюзии эволюционировал от работы с посетителями с инвалидностью к созданию комфортных условий для всех, кто пришёл в музей, вне зависимости от их особенностей. «Первым шагом к новому пониманию стало появление в 2019 году нового направления — по работе с людьми с миграционным опытом и опытом вынужденного переселения», — поясняет менеджер отдела инклюзивных программ музея Мария Щекочихина.

«Ограниченные возможности — это не характеристика человека. Они возникают в тот момент, когда человек сталкивается с недоступными объектами архитектуры, сайтами или приложениями. Именно они делают человека инвалидом», — объясняет общий подход Валерия Курмак, директор практики human experience консалтинговой компании AIC. Например, Марк Цукерберг входит в 8% мужского населения, у которых есть дальтонизм. «Ему это не мешает до тех пор, пока он не сталкивается с интерфейсом, где для выделения неправильного ответа используется только красный цвет, а для верного — зелёный. И тот и другой для него — одинаковый жёлтый. В ситуации, когда дизайнер не использует крестик или галочку для дополнительного обозначения информации, Цукерберг становится инвалидом», — поясняет эксперт.

Например, людям с нарушением слуха важно, чтобы аудио имело аналог в виде субтитров или текстовой расшифровки. Другая многочисленная группа пользователей, чьи интересы нужно учитывать, — это люди с нарушением зрения: «В этом случае крайне важна контрастность и размер текста — при увеличении текст должен быть хорошо виден и читаем», — поясняет Курмак. Кроме того, важно, чтобы интерфейс был доступен для пользователей скринридера — программы, которая идентифицирует элементы экрана и «зачитывает» незрячему пользователю всё, что есть на экране.

Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, выставка «Видеть невидимое»

Специально для людей с нарушениями зрения Сбер вместе с ВОС-фильм разработал мобильное приложение и программу «Искусство.Вслух». Благодаря загруженным в приложения тифлокомментариям незрячие люди могут посетить спектакли или посмотреть кинофильмы, а в скором времени там появятся и гиды по музеям.

Наконец, ещё одна категория пользователей — люди с ментальными нарушениями. По словам Валерии Курмак, в этом случае важно, чтобы интерфейс и текст были максимально понятными. «Если вы скажете „валять дурака“, такой пользователь может подумать, что вы собираетесь кого-то в прямом смысле валять на полу. Поэтому лучше избегать идиом и метафор», — говорит эксперт. В целом интерфейс должен быть таким, чтобы им мог управлять пользователь, которые не слышит, или не видит, или у него нет рук, подчёркивает Курмак.

Центральный выставочный зал Манеж (Санкт-Петербург)

Как зарубежные музеи создают доступную среду

«Основная сложность для музеев —​ обеспечить комфортное индивидуальное посещение незрячим людям. Именно поэтому хотелось бы отметить приложения, которые разработаны именно для этой цели —​ GoodMaps и Aira technology», —​ говорит Мария Щекочихина («Гараж»).

Дотронься до шедевра. Пражская национальная галерея в марте 2018 года организовала экспериментальную выставку скульптур в виртуальной реальности Touch masterpieces. При содействии испанской компании Neurodigital Technologies, которая производит VR-перчатки, музей предложил посетителям, в первую очередь незрячим и слабовидящим, «потрогать» скульптуры — бюст Нефертити, скульптуру Венеры Милосской, а также статуи Давида работы Микеланджело. В VR-девайс было встроено по десять вибрационных актуаторов: они создавали небольшую вибрацию в местах, где рука «соприкасалась» с границей виртуального объекта, что обеспечивало ощущение прикосновения.

«Говорящая» карта по музеям. Приложение GoodMaps — это онлайн-навигатор внутри помещений: карта, которая полностью озвучивается. Создатели приложения предлагают использовать его в музеях. Электронный помощник рассказывает, что будет через 200 метров, помогает определить, где находится нужный экспонат, и предоставляет информацию интерактивно. Кроме того, система собирает данные и рассказывает пользователю, какие экспозиции самые популярные.

Приложение, «распознающее» экспонаты. В Канадском музее защиты прав человека используется модуль Near Me. В него встроен аудиотур на самоуправлении. С помощью Bluetooth iBeacons устройство «узнаёт» более 100 точек по всему музею. Девайс сообщает незрячему посетителю о том, что он приближается к определённому экспонату, и рассказывает о нём. Кроме того, в модуле есть ещё «измеритель настроения»: посетитель может рассказать о своём опыте в музее, оценить его и поделиться с другими пользователями.

Чужими глазами. Aira technology позволяет незрячему или слабовидящему посетителю Национального музея естественной истории Smithsonian в США воспользоваться онлайн-помощью специалиста. С помощью смартфона незрячий посетитель связывается с гидом, который, в свою очередь, получает живое изображение с задней камеры и видит то же, что и пользователь. Он помогает сориентироваться посетителю — и отвечает на его вопросы. Например, даёт подробную инструкцию, куда пойти за билетом или как пройти к нужному экспонату, а также рассказывает о нём и экспозиции в целом.

Российский опыт: VR, 3D и тифлокомментарии

Крупные российские музеи тоже осваивают инклюзивные практики. Например, тифлокомментирование. Это лаконичное описание предмета, пространства или действия для незрячих и слабовидящих людей. В 2016 году в России была организована первая выставка тактильных картин «Видеть невидимое» — её представил Пушкинский музей совместно со Сбером. Полотна Пикассо, Боттичелли, Кранаха и других известных мастеров дублировались в особой технике многослойной полимерной печати. Экспозиция прошла в 15 российских городах: тактильные картины были подарены региональным музеям, где они стали частью инклюзивных программ. Тифлогид тогда озвучили известные российские артисты, такие как Евгений Миронов и Виктор Добронравов. У проекта был долгосрочный эффект: тактильные картины были подарены региональным музеям и используются в инклюзивных программах.

«„Видеть невидимое“ стал нашим первым большим проектом для незрячих посетителей. Он позволил нам лучше понять эту аудиторию, найти экспертов и друзей, которые теперь помогают нам развиваться», — говорит Евгения Киселёва, куратор направления доступности ГМИИ им. А. С. Пушкина. По её словам, сегодня тактильные программы стали обязательной частью выставочной деятельности музея — они сопровождают крупнейшие выставки ГМИИ. Такие проекты особенно важны для региональных музеев.

«До этого у нас, безусловно, существовали программы, но это были скорее робкие шаги. Проект „Видеть невидимое“ стал первым полностью инклюзивным проектом, в котором была представлена методика работы с незрячими и слабовидящими людьми, и благодаря ему мы смогли сделать большой шаг вперёд. Выставка проходила на нашей площадке, позволила ознакомиться с опытом коллег, увидеть, как можно интерпретировать произведения искусства и рассказывать о них людям, которые не имеют возможности их видеть. В этой выставке участвовали посетители из различных городов, таких как Владивосток, Уссурийск, Артём, Находка, и проект действительно стал уникальным», — рассказывает директор Приморской картинной галереи Алёна Даценко.

Выставка картины С. Боттичелли «Мадонна делла Лоджиа» и тактильной копии картины во Владивостоке, 2019

Пушкинский музей также запустил серию подкастов, благодаря которой слабовидящие могут ознакомиться с выставками и постоянной экспозицией музея с помощью тифлокомментариев. На данный момент можно «увидеть» такие произведения, как «Натюрморт с атрибутами искусств» Жан-Батиста Симеона Шардена, «Голубые танцовщицы» Эдгара Дега, «Белые кувшинки» Клода Моне и др.

Как поясняет Мария Щекочихина, идея таких проектов в том, что незрячему посетителю не нужен тифлокомментатор рядом, поскольку тифлокомментарий находится в его смартфоне.

Прикоснуться к искусству. В 2019 году при поддержке Сбера в России была организована уникальная экспозиция. В Санкт-Петербурге и во Владивостоке можно было увидеть шедевр Сандро Боттичелли «Мадонна делла Лоджиа» из галереи Уффици. Вместе с оригиналом была представлена тактильная копия полотна, а также экспликация для незрячих и слабовидящих на шрифте Брайля и специальный аудиогид, записанный по методике и при участии Всероссийского общества слепых. Как отмечали организаторы, инновационная техника объёмной печати даёт возможность незрячим людям ощущать нюансы изображения через прикосновение и различать мелкие детали за счёт разной фактуры и рельефа.

3D-копии экспонатов. Государственный Дарвиновский музей выложил в онлайн отсканированные 3D-модели более 600 своих экспонатов. Пользователь может их приблизить, вращать на 360 градусов, чтобы рассмотреть подробнее. Таким образом, пользователь может познакомиться с экспозицией не выходя из дома.

Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, выставка «Видеть невидимое»

Российские музеи пока в начале пути. По словам Марии Щекочихиной, внедрять инклюзивные программы в нашей стране сложно по двум причинам: системный подход по выстраиванию работы с новой аудиторией ещё не выработан, а сами посетители, даже при наличии доступной среды, не всегда готовы идти в музей. «Инклюзивные практики в России находятся на начальном этапе, и привычки ходить в музей у людей с инвалидностью пока нет», — поясняет Щекочихина.

Тем не менее в «Гараже» с момента создания специального отдела для развития инклюзивных программ количество индивидуальных посетителей с инвалидностью выросло в разы. «В 2019 году такие гости составили половину от общего потока индивидуальных посетителей», — говорит представитель музея. Какие инструменты использовал и использует отдел инклюзивных программ в «Гараже»?

VR-реальность: в атриуме музея в марте 2017 года художница Ирина Корина создала трёхэтажный лабиринт под названием «Хвост виляет кометой». Основная идея была воспроизвести эклектичный урбанистический пейзаж Проект был доступен людям, передвигающимся на колясках, и людям старшего возраста — для них разработали виртуальный тур с помощью VR-очков.

Мультифункциональный планшет-гид выдают всем желающим посетителям музея. Рассчитан он на три разные аудитории: на глухих и слабослышащих (для них предназначен видеогид на русском жестовом языке), слабовидящих (для них встроен укрупнённый этикетаж) и посетителей с особенностями ментального развития (для них доступны специальные адаптированные тексты — easy-to-read).

Приложение для детей, владеющих русским жестовым языком. Первый в России словарь терминов из области искусства на русском жестовом языке для детей в формате видеокурса. В приложении можно найти обучающие видео с иллюстрациями. «С его помощью дети могут пополнить свой словарный запас лексикой из области искусства и не спрашивать у родителей во время экскурсии в музее, что такое, скажем, чертёж», — поясняет представитель «Гаража». Закрепить полученные знания можно с помощью викторины, построенной на взаимодействии жестов и письменного языка. У приложения, выпущенного в 2019 году, сейчас более тысячи скачиваний.

Интерактивное приложение, развивающее социальные навыки. Как поясняет Щекочихина, оно будет выпущено в следующем году и будет рассчитано на широкую аудиторию. По словам эксперта, в приложении будет представлен теоретический материал и моделирование ситуаций, с которыми сталкивается посетитель при посещении любого музея. Несмотря на то что приложение разрабатывалось на основе опыта работы с людьми с особенностями интеллектуального развития, оно также будет актуально для других групп — для тех, кто может испытывать сложности в коммуникации и ориентации в новом пространстве.

Центральный выставочный зал Манеж (Санкт-Петербург)

Прикоснуться к искусству. В 2019 году при поддержке Сбера в России была организована уникальная экспозиция. В Санкт-Петербурге и во Владивостоке можно было увидеть шедевр Сандро Боттичелли «Мадонна делла Лоджиа» из галереи Уффици. Вместе с оригиналом была представлена тактильная копия полотна, а также экспликация для незрячих и слабовидящих на шрифте Брайля и специальный аудиогид, записанный по методике и при участии Всероссийского общества слепых. Как отмечали организаторы, инновационная техника объёмной печати даёт возможность незрячим людям ощущать нюансы изображения через прикосновение и различать мелкие детали за счёт разной фактуры и рельефа.

3D-копии экспонатов. Государственный Дарвиновский музей выложил в онлайн отсканированные 3D-модели более 600 своих экспонатов. Пользователь может их приблизить, вращать на 360 градусов, чтобы рассмотреть подробнее. Таким образом, пользователь может познакомиться с экспозицией не выходя из дома.

Российские музеи пока в начале пути. По словам Марии Щекочихиной, внедрять инклюзивные программы в нашей стране сложно по двум причинам: системный подход по выстраиванию работы с новой аудиторией ещё не выработан, а сами посетители, даже при наличии доступной среды, не всегда готовы идти в музей. «Инклюзивные практики в России находятся на начальном этапе, и привычки ходить в музей у людей с инвалидностью пока нет», — признаёт Щекочихина.

Тем не менее в «Гараже» с момента создания специального отдела для развития инклюзивных программ количество индивидуальных посетителей с инвалидностью выросло в разы. «В 2019 году такие гости составили половину от общего потока индивидуальных посетителей», — говорит представитель музея. Какие инструменты использовал и использует отдел инклюзивных программ в «Гараже»?

Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина

VR-реальность: в атриуме музея в марте 2017 года художница Ирина Корина создала трёхэтажный лабиринт под названием «Хвост виляет кометой». Основная идея была воспроизвести эклектичный урбанистический пейзаж Проект был доступен людям, передвигающимся на колясках, и людям старшего возраста — для них разработали виртуальный тур с помощью VR-очков.

Мультифункциональный планшет-гид выдают всем желающим посетителям музея. Рассчитан он на три разные аудитории: на глухих и слабослышащих (для них предназначен видеогид на русском жестовом языке), слабовидящих (для них встроен укрупнённый этикетаж) и посетителей с особенностями ментального развития (для них доступны специальные адаптированные тексты — easy-to-read).

Приложение для детей, владеющих русским жестовым языком. Первый в России словарь терминов из области искусства на русском жестовом языке для детей в формате видеокурса. В приложении можно найти обучающие видео с иллюстрациями. «С его помощью дети могут пополнить свой словарный запас лексикой из области искусства и не спрашивать у родителей во время экскурсии в музее, что такое, скажем, чертёж», — поясняет представитель «Гаража». Закрепить полученные знания можно с помощью викторины, построенной на взаимодействии жестов и письменного языка. У приложения, выпущенного в 2019 году, сейчас более тысячи скачиваний.

Интерактивное приложение, развивающее социальные навыки. Как поясняет Щекочихина, оно будет выпущено в следующем году и будет рассчитано на широкую аудиторию. По словам эксперта, в приложении будет представлен теоретический материал и моделирование ситуаций, с которыми сталкивается посетитель при посещении любого музея. Несмотря на то что приложение разрабатывалось на основе опыта работы с людьми с особенностями интеллектуального развития, оно также будет актуально для других групп — для тех, кто может испытывать сложности в коммуникации и ориентации в новом пространстве.

Вклад пандемии

«Во времена самоизоляции общение и культура обрели особую ценность, и мы рады, что третья Всероссийская инклюзивная акция „Музей для всех! — 2020“, основная цель которой — привлечь внимание общества к значимости равноправного участия всех людей в культурной жизни, состоится 5—6 декабря 2020 года», — говорит Инна Ширшова из фонда Сбера «Вклад в будущее». Акция пройдёт в смешанном офлайн/онлайн-формате. «Это позволит музеям гибко реагировать на запросы аудитории с учётом актуальной ситуации и экспериментировать с уже полюбившимися публике форматами, — рассказывает эксперт. — Музеи-участники со всей страны проведут для заинтересованных посетителей мероприятия, адаптированные для людей с инвалидностью и созданные с их участием: среди них могут быть экскурсии, мастер-классы, конкурсы, творческие лаборатории, мероприятия с использованием театральных практик и исполнительских видов искусства и другие инициативы в реальном и виртуальном пространстве».

Татьяна Завьялова

старший вице-президент ПАО Сбербанк

Татьяна Завьялова

старший вице-президент ПАО Сбербанк

«Сегодня сделать искусство безбарьерным нам помогают цифровые технологии. И речь не только о специальных инструментах внутри музея — диджитализация музейной среды, в том числе под влиянием пандемии, приводит к тому, что люди могут посещать выставки, лекции, мастер-классы не выходя из дома. Важно не только поддерживать проекты, которые формируют повестку по инклюзивной теме, необходимо направлять ресурсы и экспертизу на формирование контента и платформ, которые позволяют переносить музейный контент в онлайн-среду и вовлекать как можно большее количество людей в культурные практики. Сберу важно быть акселератором этих изменений и проводником в культуру для широкого круга людей, а в условиях новой реальности это становится особенно актуальным».