Интересное

Захватывающие возможности: главные тренды рынка моды в 2022 году

8 минут
Поделиться в соцсетях

Российская индустрия моды вошла в 2022 год в состоянии, которое можно описать формулой «новые проблемы, вызовы, возможности». Рассмотрим, что происходит на рынке прямо сейчас и какие сквозные тренды будут прослеживаться в ближайшем будущем.

Новые игроки и бизнес-модели

На рынок вышло молодое активное поколение предпринимателей, глубоко ориентирующееся в запросах и предпочтениях ровесников.

Модные бренды — 12 Storeez, Ushatava, Avgvst, Monochrome, Alena Akhmadullina — развивают современные формы производства, продвижения и продаж своих коллекций, совершают прорыв на мировой рынок, открывают представительства и склады в разных странах.

Объём рынка моды в России, трлн рублей

Источник: Fashion Consulting Group

Что у них общего?

Вынужденные минимизировать растущие издержки на сырьё, продукцию и логистику, они размещают заказы внутри страны, способствуя возрождению и развитию современной сырьевой и промышленной базы России.

Мощно растут и выходят на глобальный рынок платформы продаж вроде Wildberries. В 2021 году чистый оборот маркетплейса вырос на 93% и составил 884 млрд рублей. Причём категория «одежда, обувь, аксессуары» самая востребованная — объём продаж достиг 336,5 млрд рублей.

Около 40%

оборота Wildberries приносят модные товары

Силой целого поколения локальных марок стало развитие social commerce (продаж через социальные сети).

Молодые марки отражают массовый запрос нового поколения покупателей на культурную и историческую самоидентификацию через модный продукт, созданный не в фабричных условиях.

Устойчивое развитие

Смена поколений и бизнес-моделей в индустрии моды привела к распространению трендов, общих для мирового и российского рынка. В первую очередь это ESG — устойчивое развитие фабрик и бизнеса, которое включает довольно объёмный список трендов.

Среди них:

Экологически ответственное производство материалов и продукции и уменьшение углеродного следа.

Ресайклинг — использование вторично переработанного сырья.

Социальная ответственность бизнеса в вопросах обеспечения достойного уровня условий труда.

Локализация

Индустрия моды трансформируется, центры тяжести смещаются — от глобализации к локализации и восстановлению местных экосистем. «Фабрика мира» Китай сосредоточилась на собственной индустрии моды и больше не является выгодной площадкой размещения заказов. Резко, на 30% в среднем, поднялись цены на сырьё, материалы, производство и логистику.

На 30%

поднялись цены на производство в Китае

Глобальные корпорации и бренды ищут возможности разместиться на географически близких производствах с родственной культурой бизнес-взаимоотношений. Многие страны увидели перспективы подъёма экономики через возрождение национальных индустрий и получение заказов от индустрии глобальной. В Италии, Португалии, Армении и других странах идёт процесс запуска современных, основанных на высокотехнологичном программном обеспечении, фабрик.

С другой стороны, растёт интерес к модным коллекциям ручной работы, выполненным в местных ремесленных традициях. Возрождается культура семейных мастерских. На этом фоне наблюдается появление нового поколения локальных модных марок. Корпорации и глобальные бренды сотрудничают с камерными игроками, чтобы стать актуальными для молодых покупателей. Например, локальный бренд J.Kim. Его основательница дизайнер Женя Ким — кореянка, выросла в Ташкенте. Модели бренда создаются руками узбекских и корейских мастериц в национальных ремесленных техниках. Коллекции J.Kim покупают по всему миру и даже «носит» самый знаменитый цифровой инфлюенсер мира Lil Miquela.

Это направление создания модных коллекций руками ремесленников-мастеров сразу завоевало симпатии рынка своей социальной значимостью (обеспечение работой на местах). В России оно представлено проектами Russian Grannies, Vereja и онлайн-магазином Front Fashion Russia. Кроме того, бренд Alena Akhmadullina в последней коллекции включил труд мастериц ручного вязания. Дизайнеры Рома Уваров и Никита Калмыков тоже используют старинные ручные кружева в создании модных коллекций.

Цифровая трансформация

Ещё один глобальный тренд — цифровая трансформация и роботизация производства.

Фабрики новых поколений создаются на основе высокотехнологичного оборудования, софта и трёхмерной визуализации. 3D-принтеры используются в печати подошв для кроссовок, ювелирных изделий и фурнитуры для одежды. Физический труд на предприятиях постепенно сводится к необходимому минимуму, что уменьшает зависимость промышленности от человеческого фактора.

Следом идёт тотальная цифровая трансформация всей экосистемы моды. Аналитика и разработка трендов, дизайн, подготовка и производство коллекции, продвижение и продажи — всё объединяется во взаимосвязанные цифровые решения.

Глобальный, растущий тренд в индустрии и в моде — влияние инфлюенсеров, реальных людей и виртуальных аватаров, на продвижение и продажи. И, разумеется, нашумевшие NFT — сегодня это популярный формат создания и дистрибуции уникальной модной коллекции и в то же время это «тренировочный разгон» индустрии для перехода на блокчейн-прозрачную доказательную систему происхождения продукта.

Лица российской виртуальной моды

Виртуальная реальность стала территорией финансовых интересов рынка, в том числе и индустрии моды. Это небывалые вызовы и возможности для инвесторов, промышленников, ритейла, разработчиков программного продукта, дизайнеров и брендов.

В создании глобального рынка цифровой моды ключевое участие приняли российские разработчики и дизайнеры. За год вспыхнуло созвездие успешных проектов и имен: приложения виртуальной примерки — Cappasity; проекты цифровых инфлюенсеров — Malivar; запуск платформ продаж виртуальных коллекций — Replicant; платформы NFT-коллекций — Artisant.

На глобальный рынок виртуальной моды вышли звёзды дизайна: Настасья Некрасова, Анна Креамонз, Ильяс Даракчиев, Евгений Голованчук, Ева Свиридова. Ключевой фигурой этого прорыва стала Регина Турбина, цифровой дизайнер, основатель цифровых платформ.

Индустрия моды — зеркало цивилизации, которое моментально отражает проблемы и вызовы. Она становится гибридной: начинает существовать в физической и в виртуальной реальности. Появляются цифровые копии бизнеса, творчества, производственных процессов и самого покупателя. Конечно, пока существует человек, виртуальная мода не заменит физическую, она будет цифровым гардеробом для виртуального существа. И мы вступаем в удивительную эпоху существования моды и модного бизнеса, когда парадигма основного конкурентного принципа в моде от «сделано в… vs сделано в…» переходит к «сделано роботом vs сделано человеком». Захватывающие возможности.

Поделиться в соцсетях

Статья была вам полезна?

Да

Нет