Интересное
Квесты, рейтинги и ачивки (от англ. to achieve — достигать, награда за достижение) — эти и другие элементы компьютерных игр показали высокую эффективность. Они повышают успеваемость студентов на 89%, а мотивацию — на 68%. Разбираемся в геймификации: что это такое, как работает и какие перспективы открывает.
Сотрудникам завода предложили искать опасные участки на производстве, фотографировать их через приложение и отправлять руководству. За это начислялись баллы, которые можно было потратить на покупку сувениров и бытовой техники.
Квест помогает находить и предотвращать риски на производстве. Элементы игры решили задачи бизнеса: подняли уровень охраны труда и защитили рабочих.
Метод, который применила компания, называется геймификация (от англ. gamification). Игрофикация и геймизация — синонимы этого термина.
Стоит отличать это понятие от обучающих игр. В них техники искусственно смоделированы. В геймификации же игровые элементы внедряются в реальные процессы, сообщает РБК.
Российский рынок игровых механик находится в стадии развития, считает сооснователь агентства интерактивного digital-маркетинга Trend Surfers Богдан Ломакин-Мороз. Компании активно используют геймификацию при взаимодействии с потребителем и сотрудниками. Количество и качество игрового контента растёт. «За последнее десятилетие мы прошли путь от кешбэков до высококачественных мобильных игр с элементами VR», — говорит он.
По словам Богдана Ломакина-Мороза, одной из предпосылок для массового использования игровых механик стало снижение эффективности рекламы. Потребители устают от информационного шума и начинают игнорировать то, что считают ненужным. Больше половины (59%) аудитории блокируют рекламу в браузерах, показало исследование Platforma. Элементы геймификации не призывают к покупке, поэтому более эффективны. Простые игровые механики позволяют удерживать внимание на протяжении 3—4 минут, а более сложные — до 15—20 минут, объясняет он.
В зависимости от объекта и характера воздействия выделяют два вида геймизации.
Работники ИТ-компании за выполнение плановых показателей получали игровую валюту. Виртуальные деньги принимались в корпоративном магазине, также их можно было подарить коллегам. Это способствовало развитию коммуникаций между отделами.
Ритейлер запустил игру на главной странице интернет-магазина. Участникам предложили собирать одинаковые пары товаров на поле с закрытыми карточками. Посещаемость сайта выросла на треть, а более 2000 покупателей впервые сделали заказ.
Эксперт кафедры игропрактики Академии социальных технологий, геймификатор, автор курса «Игровое обучение» (School of education) Елизавета Лобанова отмечает, что игровые механики помогают решать следующие задачи бизнеса:
По словам Елизаветы Лобановой, игровые механики чаще всего используют в корпоративном обучении, маркетинговых и рекламных кампаниях, менеджменте и управлении персоналом.
Михаил Абгарян,
руководитель направления В2В образовательной платформы «Нетология»:
Геймификация превращает рутину в интересное занятие, она повышает вовлечённость и продуктивность, помогает здоровой конкуренции и развитию специалистов. Игровые механики погружают в контекст, позволяют опробовать и глубже изучить процесс, понять, как он работает в разных условиях и ситуациях.
По словам директора по развитию талантов группы «Самолёт» Камиллы Разумной, увлечение игровыми инструментами в сферах охраны труда, информационной и промышленной безопасности может вызвать сбои или привести к аварии. «Игра ослабляет фокус и отвлекает внимание. Стоит применять её с осторожностью там, где требуется точность действий», — предупреждает она.
Руководитель направления В2В образовательной платформы «Нетология» Михаил Абгарян говорит, что квесты, рейтинги и другие игровые элементы не решают глобальные проблемы бизнеса. Они работают точечно, а не усовершенствуют весь продукт.
Важное место во внедрении игровых механик занимает мотивация. Внешняя создаётся через поощрения. Например, сотрудники склада получают талоны на бизнес-ланч за аккуратную упаковку товаров. Недостаток внешней мотивации — краткосрочность действия. Как только стимулирование извне прекращается, интерес к игре падает.
Долгосрочный результат в геймификации достигается с помощью внутренней мотивации. Она возникает, когда человек делает что-то по своему желанию и заинтересован в происходящем. Например, тот же сотрудник склада разделяет ценности компании, поэтому следит за аккуратностью упаковки (данные РБК).
Чтобы геймификация была эффективной, а качество работы не упало после окончания игры, людей нужно правильно мотивировать. Китайский социолог Ю Кай Чоу предлагает использовать восемь стимулов.
Стимулы продлевают эффект от геймификации и помогают сформировать внутреннюю мотивацию, пишет СберУниверситет.
Есть и другие способы научить сотрудников думать целями компании. Читайте статью о культуре высоких достижений на СберПро.
Геймификация позволяет взаимодействовать с разными возрастными группами, говорит Богдан Ломакин-Мороз.
По его словам, молодые люди из поколения Z нацелены на многозадачность и хотят постоянно потреблять новый контент. Бренды вовлекают их при помощи бонусов в играх, на онлайн-платформах или в социальных сетях. Так, сеть общепита привлекла многомиллионную аудиторию в офлайн-рестораны при помощи подарков — цифровых аватаров — и виртуальной одежды в известной компьютерной игре.
Люди возрастной категории 35—50 лет нацелены на отдых. Для этого сегмента эффективны казуальные игры и симуляторы. Работа с детской аудиторией также поможет привлечь клиентов из этой группы. Несколько лет назад крупный ритейлер давал коллекционные игрушки за покупку в супермаркетах. Дети просили родителей приобрести товары, чтобы их получить.
Эффективность геймификации в зависимости от возраста аудитории
Источник: СберУниверситет
За внедрение игровых механик отвечает геймификатор. Это профессия, в которой сочетаются знания из маркетинга, образования и менеджмента, пишет РБК.
По словам Елены Козинец, разработчика игровых форматов обучения в сфере охраны труда и безопасности, основателя и руководителя сообщества Safety Games, геймификатор должен знать принципы игровых форматов, обладать навыками организации игр и творческими способностями.
В бизнесе постоянно появляются новые профессии. В статье на СберПро рассказываем, кто создаёт современные цифровые продукты.
Школы, вузы и интернет-платформы геймифицируют образовательный процесс. Игровой формат обучения упрощает восприятие сложной программы, улучшает запоминание и повышает вовлечённость учеников и студентов. Уровень геймизации сферы будет расти на 28% в год, тенденция сохранится до 2030 года, сообщает Forbes.
Бизнес применяет геймификацию в обучении персонала. Игровые технологии вовлекают в образовательный процесс и мотивируют развиваться в профессии.
Так, российский производитель никеля разработал компьютерную стратегию, чтобы мотивировать сотрудников развивать цифровые навыки. Игроки устраивают соревнования друг с другом или собирают свои команды. Активность приносит баллы и повышает место в рейтинге. Победители получают призы.
В кейсе на СберПро рассказываем о том, как компания обучила компьютерной грамотности более 28 000 человек.
О современных подходах к корпоративному обучению можно узнать из статьи о трендах российского онлайн-образования.
Геймификация помогает брендам справиться с такими сложными задачами, как переход пользователя на целевой ресурс и продажа конкретных услуг.
К популярным методам геймификации в маркетинге относятся:
Пример — новогодний адвент-календарь девелоперской компании. На протяжении двух недель клиенты ежедневно открывали новые задания. Тот, кто выполнил все, получал промокод на покупку квартиры или апартаментов. Бонус использовали 150 человек.
Эффективность рекламы растёт, когда пользователи чувствуют себя частью истории. Читайте об этом в статье о трендах-2024 в маркетинге.
Игровые механики на производстве поднимают производительность труда. Вместо штрафов и нормативов, которые стимулировали бы работать быстрее, рабочие получают интересные задания. Это может быть квест или приключение, где нужно достичь цели. Люди выбирают то, что соответствует их интересам, определяют путь развития, чувствуют большую ответственность.
Например, персонал авиастроительного предприятия выполняет задания на корпоративном портале. Одни касаются производственных показателей, другие — обучения и наставничества, третьи — досуга и общения. Каждое задание оценивается по сложности и важности для предприятия. На бонусы можно забронировать место на заводской парковке, получить офисную мебель, купить сувениры, сходить в спортзал, кино или на выставку.
Работодатель может выбирать, какие показатели улучшить. Например, необходимо повысить производительность в цехе сборки. Вместо того чтобы ввести новые требования к выработке, предприятие объявляет задание с повышенным вознаграждением. Подход снижает текучесть кадров и экономит компании более 11 млн рублей в год, пишет издание «Управление производством».
Игровые технологии помогают в работе с персоналом. С их помощью компании создают прозрачные системы вознаграждения, поддерживают мотивацию сотрудников, усиливают вовлечённость персонала в корпоративные процессы, повышают доходчивость в обучении, укрепляют лояльность, перечисляет Камилла Разумная.
11 млн ₽ в год
экономит компания благодаря геймификации
Геймификацию применяют в онбординге. К примеру, ИТ-интегратор разработал настольную игру для новых сотрудников. Она построена на реальных кейсах и погружает в рабочий процесс. Торговая компания внедрила онлайн-квест «Все на борт», участники которого изучают историю предприятия и знакомятся с задачами. В отдельных случаях игровые механики поднимают эффективность адаптации на 25%, пишет издание «Деловой мир».
Бизнес успешно применяет игровые технологии в рамках решения социальных и экологических проблем. Механики, меняющие поведение, помогают создавать в коллективах культуру осознанного потребления, сохранения окружающей среды и здорового образа жизни.
Например, Сбер развивает платформу «Сберегаем вместе». Цель проекта — сформировать полезные экологические привычки у населения. Вовлечь пользователей помогают игровые механики: тесты на тему экологии, соревнования по сбору мусора и экологические игры.
Плюсы и минусы геймификации
Кевин Вербах в книге «Вовлекай и властвуй» выделяет шесть шагов внедрения геймификации.
На практике это выглядит так. Предприятие хочет снизить текучку кадров и создать систему поощрения работников. Оно придумывает игровую стратегию, в которой компанию представляют в образе космического корабля. Персонал становится его командой. Каждый участник получает задачи, исходя из выбора роли: повышать производительность, осваивать новые навыки. Элемент развлечения — покупка вещей на игровую валюту. Инструментами станут командные задания, игровая валюта, рейтинги и интерактивная карта прогресса.
По мнению Елизаветы Лобановой, в будущем для разработки игровых элементов всё чаще будут применяться технологии AI. Нейросети начнут создавать персонализированные механики и сценарии, адаптировать задания и награды под вкусы пользователей. Игровые интерфейсы перенесутся в VR- и AR-среду. Это расширит границы геймификации, усилит её воздействие на участников.
Игра будет сопровождать сотрудника, пока он работает в компании — от отклика на вакансию до увольнения. Платформы онлайн-обучения станут площадками для реализации новых игровых механик. Программа обучения будет всё больше адаптироваться под студентов и развиваться в сторону интерактивности.